Самые большие авианосцы в мире. Самые большие авианосцы в мире, находящиеся на вооружении Современные авианосцы мира

В мире. Они поражают своими размерами и функционалом. На палубе такого корабля способно разместиться несколько десятков единиц летательной техники, среди которых могут находиться штурмовики, истребители, противолодочные самолёты, вертолёты и т.д. Помимо этого все современные морские сооружения имеют мощную энергетическую установку и могут совершать плавание без заправки на протяжении нескольких лет.

На сегодняшний момент только 10 стран мира имеют в своём составе авианесущие морские судна. Большая их часть принадлежит ВМС США.

В ТОП-10 вошли самые большие авианосцы в мире, находящиеся на вооружении.

10. Чакри Нарубет | 183 метра

» (Тайланд) – лёгкий авианосец открывает десятку самых больших кораблей в мире, состоящих на вооружении. Он же является самым малым современным авианосцем. Основными задачами тайландского судна являются поисково-спасательные операции и обеспечение воздушной поддержки. Низкая боеспособность корабля связана с недостатком финансирования и нечастыми выходами в море. Длина «Чакри Нарубет» составляет 183 метра. На корабле способно разместиться более 600 членов экипажа. Так как авианосец большую часть времени неактивен, его могут посетить приезжие туристы. Помимо этого, «Чакри Нарубет» прозван как самая большая в мире королевская яхта, так как во время выходов в море, на нём очень часто присутствует королевская семья.

9. Кавур | 244 метра


» (Италия) – самый большой авианосец итальянских ВМС. Своё название получил в честь государственного деятеля Италии графа К. Кавура. Был введён в состав флота в 2009 году. Длина судна составляет 244 метра. На палубе разместились 8 самолётов AV-8B «Харриер» и 12 вертолётов. Кроме летательных машин здесь могут разместиться более 500 человек, 24 танка или 50 единиц тяжёлых боевых машин.

8. Шарль де Голь | 261 метр


» (Франция) – крупный авианосец, входящий в состав ВМС Франции. «Шарль де Голь» пришёл на замену устаревшим авианосцам типа «Клемансо» и является самым боеспособным авеанесущим кораблем в мире, после американского «Нимица» и российского «Адмирала Кузнецова». Судно с протяженностью в 261,5 метров, предназначено для 40 воздушных единиц и более 1500 членов экипажа, включая авиагруппу. Кораблю активно участвовал в военных операциях по всему миру, включая Афганскую войну против талибов в 90-х годах 20 века.

7. Сан-Паулу | 265 метров


» (Бразилия) – единственный авианосец ВМС Бразилии. До 2000 года принадлежал Франции и относился к типу кораблей «Клемансо». Его прежнее название – «Фош». Длина судна составляет 265 метров. На борту «Сан-Паулу» способно разместиться свыше 1500 человек, включая лётно-технический состав, а также более 30 воздушных суден. Будучи ещё в составе ВМС Франции авианосец участвовал в военных операциях, проходивших в Боснии, Персидском заливе, Ливане и других.

6. Викрамадитья | 283 метра


» (Индия) – крупный авианосец Индии, входящий в состав ВМС. Ранее тяжёлый авеанесущий крейсер принадлежал России и носил название «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Корабль был полностью модернизирован и передан индийским ВМС. Длина судна составляет 283,4метров. На своей палубе «Викрамадитья» может перевозить до 40 летательных единиц и более 1500 членов экипажа.

5. Куин Элизабет | 284 метра


Авианосцы типа «» (Англия) известны под кодовым названием CVF. Английские морские судна строятся на замену авианосцам типа «Инвисибл». Два корабля являются самыми крупнейшими из всех, что были построены для Королевского флота. Планируется, что один из них вступит в строй уже в этом году, другой будет введён в состав флота лишь в 2018 году. На палубе «Куин Элизабет», площадь которой составляет 13 000 кв.м., сможет разместиться свыше 40 самолётов и вертолётов. Воздушные машины смогут одновременно взлетать и совершать посадку на палубу. Вместительность для экипажа составляет 1500 человек, включая авиагруппу. Длина морского судна равна 284 метрам.

4. Ляонин | 304 метр


» (Китай) – китайский авианосец, который является первым и единственным в составе Военно-Морского Флота НОАК. Был построен в СССР и относился к авианосцам типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В 2012 году был выкуплен Китаем и реконструирован. Размер модернизированного судна составляет 304,5 метров в длину. На палубе «Ляонина» могут разместиться 40 единиц воздушной техники и более 2000 человек. ВМФ использует авианосец в основном с целью обучения пилотов для последующей службы на корабле.


» (Россия) – единственный авианесущий крейсер в составе ВМФ России. Своё название получил в честь Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. В отличие от своих отечественных предшественников крейсер способен обеспечивать взлёт и посадку летательных аппаратов. Площадь полётной палубы составляет более 14 000 кв.м. Авиационная группа корабля может включать до 30 самолётов и 10 вертолётов. Состав экипажа рассчитан на 2000 человек. Протяжённость авианосца составляет 305,1 метров.

2. Нимиц | 332 метра


Авианосцы типа «» (США) – самые крупные военные корабли в мире, находящиеся на вооружении Военно-Морских Сил США. Всего было построено 10 таких авианосцев. Также это самые дорогие морские судна: стоимость каждого составляет порядка 4,5 млрд. долларов. На своей палубе «Нимиц» готов принять до 90 самолётов и вертолётов – это максимальный показатель вместительности среди существующего морского транспорта. Помимо этого, на борту могут разместиться более, чем 5000 членов экипажа, включая авиагруппу. Длина одного такого морского сооружения составляет 332,8 метров. Авианосцы активно участвуют в военных операциях (Югославия, Ирак), а также оказывают гуманитарную поддержку пострадавшим странам от природных катастроф (цунами в Индонезии — 2004; землетрясение на Гаити — 2010). Средний срок эксплуатации такого судна – 50 лет.

1. Джеральд Р. Форд | 337 метров


» (США) – самый огромный современный авианосец, строительство которого ведётся с 2009 года. Размер махины составляет 337 метров в длину. Планировалось, что «Джеральд Форд» придёт на смену гиганту «Энтерпрайз». Но последний был уже выведен из состава в 2012 году. Эксплуатация нового судна по прогнозам должна обойтись на 4миллиарда дешевле, чем «Энтерпрайза» из-за сокращения числа экипажа. Современный авианосец способен будет вмещать порядка 4660 человек. В 2013 году состоялась церемония спуска судна на воду. Введение в состав американского флота планируется в ноябре этого года. Авиационная группа составит более 75 самолётов, вертолётов и «беспилотников» (БПЛА).

20 января 2015

Авианосец - корабль боевого и стратегического назначения. Основная ударная мощь заключается в авиации, располагаемой на палубе. На этих гигантах есть все для ремонта, обслуживания, а также временного хранения вертолетов и самолетов. На сегодняшний день все действующие авианосцы мира имеют большие размеры, а также самое современное оборудование. Давайте поговорим на эту тему более подробно и в деталях рассмотрим несколько самых больших кораблей. Среди них будут как легенды, так и до сих пор стоящие на вооружении авианосцы.

Общая информация

Впервые крупнейшие авианосцы мира начали использовать англичане во время 1-й мировой войны. Со временем правительство Англии осознало, что защищать границы куда проще, используя мобильные корабли. Ко Второй мировой войне англичане лидировали по количеству крейсеров, однако со временем они уступили лидерство США. Что же касается сегодняшней ситуации, то, безусловно, авианосцы являются не только боевыми единицами, несущими на себе маленькую армию авиации, но и средством связи, которое позволяет быстро обмениваться информацией. Основное требование, которое предъявляется к вооруженным силам - это мобильность, поэтому высокоманевренные боевые единицы играют ключевую роль во многих сражениях. Однако если случится ядерный обмен, то самые большие авианосцы мира станут первичной целью. Мощные энергетические установки позволяют находиться в открытом море десятками лет.

Современные авианосцы

На сегодняшний день наиболее активно такими кораблями пользуется ВМС США. На вооружении страны стоит порядка 11 авианосцев и 10 проектируется, в то время как у РФ всего один действующий и два строится. США используют крейсеры для решения конфликтов в Ираке, Афганистане, Косово и так далее.

Первый авианосец США, который имел на своем борту ядерную двигательную установку, был построен в 1961 году и носил название «Энтерпрайз». На сегодняшний день это один из самых больших кораблей в мире. Его длина составляет 342 метра.

В СССР Адмирал Кузнецов считал, что за авианосцами будущее. Поэтому под его командованием было развернуто строительство нескольких крейсеров, но после ухода Кузнецова новый адмирал Горшков закрыл проекты. Однако в 67-м году было принято решение построить «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Самые большие авианосцы мира

В первую очередь нужно рассказать о боевых кораблях с авиацией на борту класса «Нимиц». Эти гиганты считаются самыми большими и мощными не только в США, но и во всем мире. Всего было построено около десяти кораблей. Каждый из них обошелся правительству примерно в 4,5-5,0 миллиарда долларов. Последний авианосец считается самым мощным и назван в честь 41-го президента Соединенных Штатов, Джорджа Буша-старшего. На своем борту «Джордж Буш» может перевозить порядка 90 единиц боевой техники. Тут и истребители различных марок, и боевые вертолеты. Предполагается, что каждый авианосец класса «Нимиц» будет эксплуатироваться в течение 50 лет, и только после этого его спишут. Но США уже начали строить корабли следующего поколения. Предположительно это будут авианосцы типа «Джеральд Форд», боевая мощь которых будет несколько увеличена, так же как и количество перевозимой авиационной техники.

Самый мощный и большой авианосец РФ

Главнокомандующий флотом Советского союза адмирал Кузнецов был действительно выдающейся личностью. В его память был построен тяжелый авианесущий крейсер с одноименным названием. Длина его составляет 305 метров и 10 сантиметров. Стоит обратить ваше внимание на то, что в отличие от авианосцев западного образца разработки советских кораблестроителей очень отличаются. Чего стоит только вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов». Десятки крупнокалиберных зениток, противотанковые установки, противоторпедное вооружение и многое другое. По сути, тут присутствует тяжелое оборонительное наступательное оружие. Все это наряду с авиационной техникой, находящейся на борту, делает корабль смертоносным и эффективным при проведении боевых операций. Одновременно на борту корабля может находиться 40 единиц летательных аппаратов. Примерно 30 самолетов (с неподвижным крылом) и 10 вертолетов.

Модифицированный «Адмирал Кузнецов» или «Ляонин»

Данный корабль стал первым авианосцем, который поставил Китай на свое вооружение. Изначально «Ляонин» строился в Николаевской верфи на Украине для эксплуатации в Советском союзе. Однако после развала СССР авианосец достался Украине, которая после нескольких лет эксплуатации так нормально и не достроив корабль, продала его всего за 20 миллионов долларов Китаю. Китайцы довели крейсер до ума и поставили его на свое вооружение. Если перечислять все самые мощные авианосцы мира, то «Ляонин» будет на одном из первых мест. Обусловлено это тем, что он проектировался по примеру крейсера «Адмирал Кузнецов» с некоторыми модификациями. Именно поэтому, на борту корабля не только большой боезапас, которого хватит на несколько часов интенсивной битвы, но и большое количество летательных аппаратов. В Китае «Ляонин» используется для обучения пилотов.

«Кречет» из Индии

В настоящее время на вооружении у ВМС Индии 2 авианосца. Один из них имеет название «Викрамадитья», его длина составляет порядка 283-284 метра. Оригинальное название корабля «Баку» или «Модифицированный Киев». Он был построен еще в Советском союзе, однако после его распада Россия приняла решение о списания судна, что было обусловлено дороговизной поддержания рабочего состояния техники. В 2004 году авианосец был продан за 2,5 миллиарда долларов Индии. При этом судно было оснащено российскими истребителями и вооружением. Если называть все современные авианосцы мира, то «Викрамадитья» один из них. В 2013 году этот корабль был принят на вооружение. Авианесущий крейсер такого класса может перевозить на своем борту примерно 36 летательных аппаратов, в основном истребителей российского производства.

Авианосец «Сан-Паулу»

Авианесущие крейсеры типа «Клемансо» стояли на вооружении Франции в течение 39 лет. Всего было два таких корабля. Один в 2000 году был списан, а второй - продан Бразилии всего за 12 миллионов долларов. С момента покупки бразильские инженеры при поддержке французских коллег начали модернизировать судно. Изменениям подвергалось не только вооружение, которое было почти полностью обновлено, но и полетная палуба, которую удалось несколько расширить. В конце концов, были поменяны двигатели, всевозможные датчики и т.п. Однако сложно говорить о том, что на "Сан-Паулу" всегда все было хорошо. К примеру, в 2005 и 2012 годах там случились пожары, в результате которых погибло несколько матросов. «Сан-Паулу» может перевозить на своем борту 39 единиц боевой техники. Наступательный потенциал реализуется «Скайхоком» - американским легким штурмовиком. Длина корабля - 264 метра 80 сантиметров.

«Шарль де Голль»

В настоящее время ВМС Франции имеют на вооружении несколько авианосцев. Один из них «Шарль де Голль». По сути, данный корабль является единственным атомным авианосцем, который не состоит на вооружении ВМС США. Строительство корабля обошлось государству примерно в 4 миллиарда долларов. Спустили на воду авианосец в 2000 году, хотя планировалось сделать это несколько раньше, но из-за кризиса строительство было заморожено. Поскольку реактор атомный, судно может плавать без дозаправки примерно 20 лет и перевозить на своем борту около 40 единиц воздушной техники. Неоднократно говорилось о том, что в 93-м году на борт «Шарль де Голль» проникли шпионы Ми-6, которым хоть и удалось осмотреть судно, но не удалось сойти с него, так как их схватили. В настоящее время многие авианосцы стран мира принимают участие в боевых операциях, и «Шарль де Голль» в их числе.

Заключение

Как вы видите, флот каждой страны нуждается в авианосцах. Безусловно, на сегодняшний день господство в море принадлежит США, так как их кораблей там больше, они имеют современное оборудование. Тем не менее есть потенциал и у России, а также ряда других стран, таких как Япония, Великобритания. В настоящее время есть большое количество перспективных проектов. К примеру, в этом году Япония планирует спустить на воду авианосец собственного производства «Изумо». Правда, так как у Японии нет разрешения на строительство авианесущих крейсеров, он заявлен как вертолетоносец. В этом же году на воду должен сойти и индийский «Виктрант», а в 2020 году - "Куин Элизабет" (Великобритания). Вот и все, что можно рассказать о том, какие они, лучшие авианосцы мира, и чем примечателен каждый из этих гигантов.

Американцы - безусловные лидеры по авианосцам, но и другим державам есть, чем похвастать. Например, ушлые китайцы на днях заявили о закладке собственного плавучего аэродрома. В честь этого события M PORT составил рейтинг авианесущих кораблей на вооружении у разных стран.

АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ (Россия)

Главное преимущество Адмирала - его скорость. Он с легкостью делает 35 миль в час, так что не стойте у него на пути! Он легче любого авианосца США, но грозные самолеты Су на его борту как бы намекают: с товарищем Кузнецовым шутки плохи.

  • Заступил на боевое дежурство - 1991 год
  • Водоизмещение - 55 200 тонн
  • Длина - 305 метров
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1609 человек
  • Авиация - 12 вертолетов (Ка-27), 33 самолета (Су-33 и Су-25)

НЕУКРОТИМЫЙ (Invincible, Великобритания)

До 2005 года - класс легких британских авианосцев, отлично себя зарекомендовавший во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 90-х Неукротимый поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более навороченные, но менее легендарные.

  • Заступил на боевое дежурство - 1980 год
  • Водоизмещение - 20 600 тонн
  • Длина - 209 метров
  • Автономность - 7000 миль
  • Экипаж - 875 человек
  • Авиация - 22 самолета и вертолета

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ (Франция)

Единственный авианосец Франции, зато очень серьезный, поскольку атомный. В пути может находиться очень долго. Несет на себе 40 самолетов, что является мощной ударной силой. В 93 году на борту де Голля случилось ЧП: сотрудники британской Ми-6 проникли на авианосец под видом инспекции. Ушлым шпионам удалось осмотреть корабль, но их оперативно схватили.

  • Заступил на боевое дежурство - 1994 год
  • Водоизмещение - 42 000 тонн
  • Длина - 261 метр
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1900 человек
  • Авиация - до 40 самолетов и вертолетов


ПРИНЦ АСТУРИЙСКИЙ (Испания)

Этот авианосец такой длинный, что можно спокойно устраивать корриду на его палубе - 196 метров длины это позволяют. Гордость испанского флота, а что еще делать - других-то нет!

  • Заступил на боевое дежурство - 1989 год
  • Водоизмещение - 16 700 тонн
  • Длина - 196 метров
  • Экипаж - 763 человека
  • Авиация - 14 вертолетов, 8 самолетов (Харриер-2)


ДЖОРДЖ БУШ (USS George H.W. Bush, США).

Тяжелый атомный авианосец класса Нимиц. Нет сомнений, что эта игрушка - лучшая в мире. И притом новейшая: корабль был спущен на воду в 2006 году. Для сравнения, вышеперечисленные авианосцы были построены еще в прошлом столетии.

  • Заступил на боевое дежурство - 2009 год
  • Водоизмещение - 97 000 тонн
  • Длина - 332 метра
  • Экипаж - 5680 человек
  • Авиация - 90 самолетов и вертолетов


Для справки: кто сбил первый Нимиц?

Американские военные утверждают, что авианосцы типа Нимиц являются совершенно неуязвимыми. Однако российская авиация доказала, что это далеко не так. Инцидент произошел во время американо-японских учений: российские самолеты незаметно подлетели к авианосцу ВМС США Китти Хок и сфотографировали его во всех позах. Американцы даже не успели поднять палубную авиацию или хотя бы стрельнуть вослед ракетой. На военном языке это означает «условное уничтожение авианосца».

На сегодняшний день существует большое количество гигантских авианосцев. Основное требование к современной армии - мобильность. Именно по этой простой причине нет ничего эффективней авианосцев, которые на своем борту могут перевозить десятки и большое количество людей. Давайте рассмотрим с вами самые большие авианосцы в мире. Некоторые из них выполняют свою функцию и сегодня, другие же уже давно выведены из эксплуатации и служат в качестве музейных экспонатов.

Самый большой авианосец типа Nimitz

Можно с уверенностью говорить о том, что авианосцы класса «Нимиц» считаются самыми большими в мире. При длине в 333 метра и ширине полетной палубы более 76 метров, эти гиганты вмещают порядка 90 единиц воздушной техники. Среди них 64 истребителя и 26 вертолетов. Полный экипаж авианосцев «Нимиц» - 3 200 человек. Отсюда можно выделить 2 800 человек летного состава и 70 человек командного. Практически все корабли имеют одинаковые технические характеристики, конструкторские решения и вооружение на своем борту. Нельзя не отметить тот факт, что авианосцы «Нимиц» могут работать порядка 20 лет без замены энергоносителя силовой установки. Попросту говоря, его можно отправить на 20 лет в дальнее плавание. Первый корабль линейки был спущен на воду в 1975 году и имел одноименное название «Нимиц».

Более подробное описание авианосцев класса «Нимиц»

Отдельные несколько слов нужно сказать об энергоустановке корабля. Она состоит из основной и вспомогательной систем. Основная включает в себя два водяных реактора, каждый из которых питает по 2 турбины. Особенность водяного реактора заключается в том, что в качестве теплоносителя и замедлителя он использует обычную воду под давлением. Сегодня в мире такой вид на авианосцах является самым популярным и эффективным. Если сложить мощность четырех турбин, то в результате получится устройство на 280 000 лошадиных сил. Вспомогательная установка - это 4 дизельных двигателя общей мощностью 10 700 лошадиных сил. Данные самые большие авианосцы в мире оснащаются оружием для защиты от воздушных противников и подводных угроз. В первом случае устанавливают 3 зенитно-ракетных комплекса, а также 4 зенитки калибра 20 мм. Для защиты от торпед есть два торпедных аппарата калибра 324 мм. В настоящее время построено 10 авианосцев «Нимиц», последний из них - «Джордж Буш», его мы сейчас и рассмотрим.

Авианосец «Джордж Буш» - самый мощный боевой корабль в мире

Данный корабль является последней разработкой проекта «Нимиц». Он имеет ряд отличительных усовершенствований, которые делают его действительно уникальным. Как можно понять, назвали данный авианосец в честь 41-го президента Соединенных Штатов Америки - Джорджа началось в 2003 году и обошлось казне США почти в 6,5 миллиардов долларов. В 2009 году «Джордж Буш» официально был принят на вооружение. На сегодняшний день это один из самых больших и мощных авианосцев в мире. Длина гиганта составляет 332,8 метра при водоизмещении 110 тысяч тонн. Он может развивать скорость до 60 километров в час и перевозить на своем борту 90 единиц боевой техники. Многие называют его современным «Ноевым ковчегом». Благодаря тому что конструкторам удалось сместить рубку и антенны к краю палубы, получилось несколько расширить взлетную полосу, что очень важно для корабля такого назначения. Ну а сейчас давайте рассмотрим другие самые большие авианосцы в мире, ведь их довольно много.

Об «Энтерпрайз» в подробностях

Конечно, нельзя не упомянуть о самом длинном корабле в мире, который был спущен на воду более полувека назад. Это первый в мире атомный авианосец с экипажем почти в 5 000 человек и длиной 342 метра. Правительство планировало выпустить 6 кораблей «Энтерпрайз», но после того, как первый обошелся в 450 миллионов долларов и существенно повлиял на казну США, от остальных отказались. В течение многих лет говорилось о том, что «Энтерпрайз» - это вершина военного развития армии. За время службы авианосец побывал во многих конфликтах, начиная от Вьетнама и заканчивая Северной Кореей. За 52 года эксплуатации на «Энтерпрайз» служило более 100 000 человек, поэтому можно смело говорить о том, что данный корабль достоин внимания. В 2012 году его списали и до сих пор разбирают на металлолом, процесс планируют закончить к началу 2015 года.

Печальная история «Синано»

Если данное японское судно и нельзя назвать чем-то гениальным с конструкторской точки зрения, то к гигантам можно отнести без зазрения совести. Во время выполнения своего первого задания данный крейсер затонул, случилось это еще в 1944 году. Длина корабля составляла порядка 266 метров, а водоизмещение почти 70 тысяч тонн. Но активное ведение боевых действий не позволило конструктам на 100% достроить корабль, поэтому он был выпущен на воду и затонул уже через 17 часов после выхода из порта. Его торпедировала а так как водонепроницаемые перегородки изначально были установлены неправильно, и у команды отсутствовал опыт, то уже через 7 часов после попадания торпеды корабль был на дне.

Великий «Адмирал Кузнецов»

Среди Европы и Азии, существует корабль, названный в честь адмирала морского флота Адмирала Кузнецова, который является одним из самых больших и мощных. Разрабатывать этого гиганта начали еще в 1982 году в городе Николаеве. Судя по техническим характеристикам, «Адмирал Кузнецов» должен был стать передовым авианосцем. Палуба корабля была несколько удлиненной для возможности взлета истребителей Су-25 и Су-27. Примечательно то, что именно на данном крейсере впервые была применена оптическая система «Луна» и боковые подъемники истребителей. Длина корабля - 302 метра, а на его борту помещается 25 вертолетов и столько же самолетов. Если называть самые грандиозные авианосцы мира с точки зрения вооружения и радиолокационного оборудования, то «Адмирал Кузнецов» будет среди лидеров. На его палубах установлено 12 пусковых установок «Гранит», 8 установок «Кортик», 6 артиллерийских установок АК-630М и 4 установки «Кинжал». Такое большое количество вооружения, а также огромный боезапас позволяет кораблю вести непрерывный огонь в течение длительного времени. На сегодняшний день на этом действующем корабле происходит полная замена истребителей Су-33 на МиГ-29К, в 2015 планируется капитальный ремонт.

История крейсера «Варяг»

Мы уже перечислили многие самые большие авианосцы в мире, однако стоит упомянуть еще о корабле под названием «Варяг», или же «Ляонин». Его начали строить в Николаеве в 1986 году, а закончили в 1988 году. После распада Советского Союза крейсер достался Украине. До 1998 года его лишь поддерживали на плаву и не вкладывали средств в развитие, ремонты и т. п. Позднее было принято решение продать авианосец всего за 20 миллионов долларов, что являлось просто смешной ценой. Длина его составляет 304 метра при водоизмещении в 60 тысяч тонн. Китайская частная фирма, выкупившая «Варяг», достроила и модернизировала его, так что он до сих пор плавает и успешно выполняет поставленные задачи.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые известные авианосцы во всем мире. Конечно, то, о чем было сказано, это лишь «капля в море». Существуют еще такие известные корабли, как «Теодор Рузвельт» длиной 317 метров, «Рональд Рейган» - 332 метра и другие. Практически каждая современная страна пытается построить как можно более мощный флот. Многие действующие авианосцы мира могут вмещать на своем борту небольшую армию из самолетов и вертолетов, которые в любую минуту готовы к взлету.

Авианосец Дуайт Эйзенхауэр, слева: через пирс, Джон К. Стеннис (USS John C. Stennis (CVN-74)) отходит Норфолке, штат Вирджиния на свой первый развертывания, 26 февраля 1998 года. ВМС США фото фотографа 3-го класса Лия Канакской Один из основных предварительных проектов CVX является авианосец-невидимка. Внешне он радикально отличается от всех предыдущих кораблей этого класса. Стреловидная носовая часть призвана уменьшить радиолокационную заметность. Надстройка - «остров» - также выполнена с элементами технологии «стэлс». Вся верхняя часть представляет собой большую взлетно-посадочную палубу. Самолеты также смогут взлетать и с двух вспомогательных взлетных палуб, расположенных по бортам практически по всей длине корпуса. Первый из авианосцев нового класса уже спущен на воду.

В ноябре 1961 года в состав американского флота был введен первый авианосец с ядерной энергетической установкой – CVAN-65 «Энтерпрайз». На нем полностью отсутствовало артиллерийское и ракетное вооружение – его оборона возлагалась на его же собственные самолеты. Астрономическая по тем временам сумма в 450 млн. долларов, затраченная на его постройку, оставила его единственным в своей серии. Первый корабль новой серии атомных авианосцев типа «Нимитц» был заложен в 1968 году. Его собратья и на сегодняшний момент продолжают оставаться самыми крупными боевыми кораблями в мире.

Один корабль серии «Нимитц», заслуживает особого внимния, а именно: «Джордж Буш-старший» CVN-77 . Хоть этот корабль номинально и считается 10-м в серии, по своей конструкции он будет занимать переходное положение между «Нимитцами» и перспективными авианосцами CVX, которые и составят основу морской мощи Соединенных Штатов в XXI веке.

«Джордж Буш-старший» имеет полностью обновленное радиоэлектронное оборудование и боевую информационную управляющую систему. Вместо привычного «острова» на кораблях серии CVX предполагается установить одну или две небольшие надстройки призматической формы, призванной максимально снизить их эффективную площадь рассеяния (ЭПР) – для уменьшения радиолокационной заметности, а антенны будут заменены на фазированные решетки, расположенные на боковых стенках надстроек. В этих же целях и самолето-подъемники, по всей вероятности, вновь станут палубными, а не бортовы ми, как на всех послевоенных кораблях.

Такие перспективные авианосцы XXI века, как CVN-78 и CVN-79, должны стать вообще совершенно новыми кораблями. Не исключено, что вместо ядерного топлива на них совершится переход на турбины. Новинкой должны явиться и электромагнитные катапульты, и электромагнитные посадочные устройства, которые заменят обычные катапульты и аэрофинишеры. Параллельно ведется разработка и перспективных самолетов для вооружения этих кораблей. CVN-78 был заложен в 2009-м, Спущен на воду – в 2013 году. CVN-79, соответственно – в 2011-м и 2018 годах. Срок службы этих авианосцев определен в 50 лет. В настоящее время командование ВМС США считает, что флот должен иметь в строю не менее 10 авианосцев. Самый первый атомный авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» CVN-65 выведен из состава флота в 2012 году, после чего в течение 3 лет должен быть введен в строй CVN-78, получивший название «Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford)

Авианосный парк США

1 авианосец Enterprise («Энтерпрайз») полное водоизмещение 89 100 т; длина 342,4 м; самолетов 80; скорость 32 узла. Списан 1 декабря 2012 года

9 авианосцев типа Nimitz («Гарри Трумэн», «Джон Стэннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн», «Теодор Рузвельт», «Карл Винсон», «Дуайт Эйзенхауэр », «Джордж Буш-старший», «Рональд Рейган»). Полное водоизмещение 91 440 т; длина 331,7 м; самолетов 80; скорость 31 узел.

3 авианосца типа Kitty Hawk («Констеллейшн», «Китти Хоук», «Джон Ф. Кеннеди») полное водоизмещение 80 950 т; длина 319,3 м; самолетов 95; скорость 33,6 узла.

10 универсальных десантный кораблей (1 – типа "Тарава", который устарел; 8 – совеременные типа "Уосп"; 1 – новейший "Америка". Водоизмещение: 40 тыс. тонн; длина 250 м.

Они способны перевозить и высаживать на берег, а также поддерживать действия экспедиционного батальона морской пехоты (2000 чел.) со всей техникой. Док-камера в корме служит для обслуживания амфибийных десантных барж (типа LCAC) на воздушной подушке, а также традиционных, типа LCU-1610, которые доставляют на берег тяжелую технику. В ангаре под полетной палубой размещается до 40 единиц летной техники, которые действуют с 8-10 посадочных мест на летной палубе.

Целевая группа пятьдесят один (CTF-51) универсальных десантных кораблей собрались вместе в беспрецедентном до этого формирования во время операции в Персидского заливе. Это был первый раз, когда шесть универсальных палубных десантные кораблей из Восточного и Западного побережий развернули в одном районе операции. Во главе с флагманское судно Тарава (LHA 1), остальные корабли (слева направо): Боном Ричард (LHD 6), Кирсердж (LHD 3), Батаан (LHD 5), USS Сайпан (LHA 2) , и Боксер (LHD 4). CTF-51 привела десантные войска ​​в регион Персидского залива во время операции по освобождению Ирака. Головной и корабль и первый с левого борта - типа «Тарава», остальные - типа «Уосп». Дата 20 апреля 2003.
Самая большая группа из 32 кораблей разного класса для морского десанта собиралась с целью высадки в Инчхон, во время Корейской войны.

Россия

1 тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Полное водоизмещение 70 500 т; длина 304,5 м; самолетов 24, вертолетов 42; скорость 32 узла.

Появление в составе ВМС США атомных подводных лодок, вооруженных ракетами типа «Поларис 1», поставило перед ВМФ СССР вопрос об организации противолодочной обороны дальней зоны. Для этого нужен был корабль с групповым базированием противолодочных вертолетов. Его технический проект был утвержден в январе 1962 года. Для дальнего обнаружения подводных лодок в подкильном выдвижном обтекателе впервые была установлена мощная гидроакустическая станция. В ангарах корабля разместилось 1Л противолодочных вертолетов Ка-25. Головной корабль серии получил имя «Москва», второй – «Ленинград». К началу ходовых испытаний на «Москве» было установлено 19 новых образцов оружия и технических средств, еще не принятых на вооружение, а в 1972-м корабль принял на свою палубу первый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). Но так как корабль, вооруженный лишь вертолетами, не мог претендовать на океанское господство, то в результате появился проект тяжелого авианесущего крейсера. Он был оснащен не только самолетами, но и ударным ракетным оружием. Всего было построено 3 таких корабля (проект 1143) – «Киев», «Минск» и «Новороссийск», предназначенных для группового базирования 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 18 противолодочных вертолетов. На ТАКР типа «Рига» (проект 1143.5) впервые в отечественном флоте было предусмотрено базирование реактивных самолетов горизонтального взлета и посадки. Первоначально планировалась установка катапульт, но позже их заменили трамплином. Ныне этот корабль является единственным действующим авианосцем российского флота и носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на нем базируются лучшие в мире палубные истребители Су-33.

Последним достижением отечественного кораблестроения стало начало постройки атомных авианосцев по проекту 1143.7. На корабле водоизмещением около 75000 т планировалось разместить до 70 летательных аппаратов, две катапульты, трамплин и аэрофинишеры, а также ударное ракетное оружие, состоящее из 16 вертикальных пусковых установок. Ядерная энергетическая установка могла обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. Но после полного прекращения финансирования к концу 1991 года корабль, готовый почти на треть, был разрезан прямо на стапеле. Отечественные авианесущие корабли никогда не были классическими авианосцами, так как их главное ударное оружие – ракеты, а не самолеты и вертолеты.

Китай

1 авианосец «Ляонин » Водоизмещение 59 500 т; Длина 304,5 м; Ширина 38 м (75 м – полётная палуба). Авиационная группа до 30 палубных истребителей Shenyang J-15, до 24 вертолетов Changhe Z-8. Скорость хода 29 узлов (54 км/ч)

Ляонин (до 19 июня 1990 года – «Рига», до 25 сентября 2012 года – «Варяг»; также известен под бортовым номером 16 и ранее – под неофициальным именем «Ши Лан») – первый и единственный авианосец НОАК . Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.

В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $25 млн, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Буксировка корабля длилась 627 дней Турция под давлением США 16 месяцев отказывалась пропустить его через Босфор и проход корблей без двигателя запрещен через Суэцкий канал.

Авианосцы Великобритании

Было 3 легких авианосца типа ILLASTRIES («Инвинсибл», «Илластриес», «Арк Ройял») водоизмещение 19 500 т; длина 207,0 м; самолетов 14; скорость 28 узлов.

В июле 1973 года был заложен первый британский авианосец послевоенной постройки «Инвинсибл». Этот корабль, вступивший в строй в 1980 году, имел уникальное авиационное вооружение, состоящее из самолетов вертикального взлета/посадки (СВВП) «Харриер» и достаточно необычный для классического авианосца вид. Его взлетная палуба ближе к носу заканчивалась большим трамплином с углом установки 70, рассчитанным на то, что самолет СВВП может взлетать не только вертикально, но и с коротким разбегом. Это позволяло значительно увеличить вес вооружения, с которым самолет может подняться в воздух. Всего было построено три авианосца этого типа – «Инвинсибл», «Илластриес» и «Арк Ройял». Эти корабли стали родоначальниками абсолютно нового типа авианосцев – носителей СВВП, или авианосцев для самолетов с вертикальным/коротким взлетом/посадкой. До недавнего времени они составляли основу морской мощи Великобритании, хотя их никак нельзя сравнивать с ударными авианосцами ВМФ США – в пять раз меньшее водоизмещение и всего от 14 до 16 СВВП против 80-90 «нормальных» самолетов. В боевом составе британского флота до 2005 года постоянно находились два корабля, третий же выводился в в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации.

В 2005 году «Инвинсибл» был списан. «Арк Роял» был списан 11 марта 2011 г. В 2011 отпрвлены на слом.

«Инвинсибл» торжественно возвращается после Фолклендского конфликта в 1982 году. Выстроились на палубе вертолеты Sea King из 820 военно-морской авиационной эскадрильи и самолета Sea Harrier FRS1 из 800 военно-морской авиационной эскадрильи.

В настоящее время ведется разработка проекта авианесущих кораблей, призванных заменить авианосцы типа «Илластриес». Название нового типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers). На авианосцах такого типа не будут применяться атомные энергетические установки. На палубе будет две надстройки. В качестве основного двигателя используется интегрированная дизель-газотурбинная-электрическая двигательная система. Палуба авианосцев типа «Куин Элизабет» обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°. Полное водоизмещение 70,600 т; длина 284 м; Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов.

Франция

1 авианосец Charles De Gaulle («Шарль де Голль») полное водоизмещение 42 550 т, длина 261,5 м, до 40 летательных аппаратов, скорость 27 узлов.

Первый послевоенный авианосец французской постройки «Клемансо» вошел в строй в ноябре 1961 года, а однотипный с ним «Фош» – в июле 1963-го. Оба они были модернизированы для базирования новых самолетов. В 1980-м было принято решение о строительстве двух атомных кораблей, построен же был только «Шарль де Голль», являющийся единственным авианосцем французского флота. Он имеет оригинальный силуэт – его «остров», созданный с элементами технологии «стелс», сильно сдвинут на нос. Постройка этого корабля, по разным данным, обошлась от 3,2 до 10 миллиардов долларов, что, собственно, и привело к отказу от планов по строительству следующего корабля.

Индия

2 авианосца: Viraat («Вираат») полное водоизмещение 28 700 т; длина 198 м; самолетов 21; скорость 28 узлов. «Викрамадитья» водоизмещение полное 45 500 т; длина габаритная 274 м; ширина габаритная 53,2 м; скорость хода максимальная 32 узла; авиационная группа 14-16 самолётов МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31.

Индия проводит последовательную политику, направленную на развитие своего авианосного флота. В 1986 году было достигнуто соглашение с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес», вошедшего в состав ВМФ Индии под названием «Вираат», и до сих пор находящегося в строю.

Авианосец «Викрамадитья» сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем. В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.

Бразилия

1 авианосец Sao Paulo («Сан-Паулу») полное водоизмещение 32 700 т; полная длина 265 м; самолетов 12-14; вертолетов 9-11; скорость 32 узла.

Выведенный из состава французского флота осенью 2000 года авианосец «Фош» был куплен Бразилией, получив название «Сан-Паулу».

Италия

1 авианосец Giuseppe Garibaldi («Джузеппе Гарибальди») полное водоизмещение 13 850 т: длина 180,2 м: самолетов 12; скорость 29,5 узла.

Испания

1 авианосец Principe De Asturias («Принсипе де Астуриас») полное водоизмещение 16 700 т; длина 195,7 м; самолетов 17; скорость 26 узлов.

Тайланд

1 авианосец Chakri Nareubet («Чакри Нареубет») полное водоизмещение 11 486 т; длина 167 м; самолетов 10; скорость 26,2 узла.

«Чакри Нареубет» построен испанцами по заказу ВМС Таиланда на базе проекта «Принсипе де Астуриас», хотя и уступает ему в размерах. Не исключено, что на постройку для Таиланда еще одного легкого авианесущего корабля в ближайшее время будет заключен контракт с Германией.