Поделки из наростов на дереве. Точёные шкатулки из капа своими руками. Где найти кап

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Название подобного нароста - кап, и происходит оно, как принято считать, от древнеславянского слова «кап», что значит голова. С первого взгляда растущий на дереве кап действительно напоминает по форме человеческую голову. Кап можно обнаружить как на ветвях старых деревьев, так и на самом стволе - стволовый кап. Если снять кору, то увидим, что «голова» вся покрыта бугорочками, сосочками, иголочками. Самый редкий и потому самый ценный кап находят, как правило, на ветвях. Обычно размеры его небольшие: 10...15 см, но иногда встречаются экземпляры до 40 см и более. Чтобы определить ценность нароста, мастер делал небольшой срез и сырой тряпочкой, а то и просто, в нетерпении послюнив палец, проводил им по срезу, чтобы увидеть главное - рисунок, неповторимый в каждой каповой «выплавке». Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, к тому же так прочен и увесист, что некоторые «умельцы» расточительно делают из него молотки-киянки.

Находят кап на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе. Иногда на одном дереве - несколько каповых наростов. Одни специалисты считают, что самая красивая древесина у березового капа, другие - у грецкого ореха. Капокорень не что иное, как кап, образовавшийся у корневой шейки дерева. Иногда он выступает над поверхностью земли. «Подземный» кап (на корнях) можно обнаружить по побегам, которые он пускает каждой весной. Эти нежизнеспособные, быстро увядающие побеги и дают в текстуре капокорня черные точки, расположенные среди более светлых по тону волокон ствола.

Капокорни бывают круговые, опоясывающие дерево, и однобокие. Последние чаще всего образуются с южной стороны. Самые крупные из капокорней достигают в диаметре до 2 м, а весом бывают в целую тонну.

Особенно крупными размерами отличаются дубовые и ореховые капокорни. Из таких не одну столешницу удается сделать. Старые мастера Вятки некогда пластинами, напиленными из капокорня, оклеивали мебель. Правда, корневой кап ценится не так высоко, как настоящий, выросший на стволе или ветке дерева. Древесина у корневого капа помягче, а рисунок - попроще. Крупный капокорень характерен для берез возрастом 70...80 лет, растущих свободно - на полянах или опушках леса. Как правило, каповые березы растут чаще всего в смешанном лесу, обычно вдоль ручьев, небольших речек, возле озер и болот, причем растут они обычно не слишком близко друг к другу.

Встречается у капа двойник - сувель. Эта древесная складка-наплыв, которая иногда образуется на месте сгиба или надлома молодого деревца. Древесина сувеля тоже достаточно крепкая. Из нее краснодеревщики делают ручки к инструментам, вытачивают кегли, крокетные шары. Отличить сувель от капа довольно просто, так как поверхность первого гладкая, а на его срезе (спиле) нет главного достоинства капа - красивой текстуры. На том же срезе видны лишь длинные и редкие зигзаги волокон.

Работа заняла

2 место

Как создавалась работа.
Сначала сделали газетную массу, из которой "лепили" изделие. Развели обойный клей и промазывали им одну газету за другой, создавалась газетно-клеевая стопочка. Набирали по 8-10 слоев и откладывали в сторону, затем промазывами следующую партию.

Промазали 3 " газетные стопочки" и затем стали рвать их на мелкие кусочки. Получилась клейко-газетная масса.

Из неё Оля сформировала шейку утки. Газетная "колбаска" лежала на газете. Мы прорвали один слой газеты и газетными полосками окрутили утиную шейку. В таком виде она и сушилась. Сушилась очень долго на батарее отопления.

из неё же слепила и тельце уточки и тоже прокрыли газетными полосками, и положили сушить.

Когда просохло, клеем соединили части уточки.

Просохшую работу ещё раз проклеили газетой на ПВА, заравнивая неровности. Затем прогрунтовали.

Затем покрыли бежевой гуашью с ПВА и дали хорошо высохнуть (этот момент не засняла, т.к. Оля уже делала его без меня.) Когда бежевая краска просохла, сверху Оля прокрасила коричневой акриловой краской и не дала просохнуть до конца, начала тряпочкой как бы стирать краску, этим и создала иммитацию капа. По-моему у неё получилось.

Кап - редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы.
По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек.

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий.

Мастер по капу Тоинов Александр Гаврилович на ежегодной Георгиевсской ярмарке, которая проходит в нашем городе всегда в августе.

Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выщелочивали в горячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры нагретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Мастера Севера работают с березовым капом.

Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной. Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.
Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготовливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Разгаданный секрет выделки «шалнеров» Макарову удалось осуществить, освоив сложнейшие операции. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой – надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.
Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа. В работе Семёну Бронникову со временем стали помогать сыновья – Николай и Михаил. Они принимали заказы на изготовление часов из разных концов России. Пик славы часовщиков Бронниковых – Всемирная выставка в Вене (1837). С успехом участвовали члены династии каповщиков Бронниковых и в последующих известных выставках, таких, как Нижегородская торгово-промышленная и художественная выставка (1896) и Всероссийская выставка в Санкт-Петербурге (1902).
Материал взят с сайтов:
http://www.idea-master.ru/Obrabotka_kapa_Podelki_iz_kapa.html
http://www.stfond.ru/articles.htm?id=11394

» из представленного материала вы узнаете что такое «КАП» где и как он растет, методы его добычи, обработки, сушки. А так же вам будут представлены разнообразные изделия из данного материала. Кап, поражает своей красотой…Кап-это нарост на дереве образующий шаровидную форму, происходит данная деформация дерева по ряду причин, одна из которых: резкое изменение в росте, как естественного, так и антропогенного характера. Наросты образуются как на столах и ветвях деревьев, так и под землей на корнях, называется «капо-корень» Под землей его естественно не видно, возможность обнаружить данный корень только у высохшего дерево которое подлежит выкорчевыванию.

Кап относится к ценным породам дерева, благодаря своей уникальной и неповторимой текстуре. Из капа изготавливают украшения, рукояти для ножей, шкатулки, декорирующие элементы для дорогой . Особенно ценится данная древесина среди художников и братьев краснодеревщиков, за свою непередаваемую красоту рисунка.

И так давайте рассмотрим, как и где можно раздобыть кап? Что понадобится для его добычи?

Инструменты

  1. бензопила
  2. ножовка
  3. топор
  4. ленточная пила

Материалы для вываривания и сушки

  1. большая емкость (под размер капа)
  2. поваренная соль
  3. нагревательный элемент

Добыча, обработка, сушка и изделия из капа.

Многие из вас ходят в лес по грибы да по ягоды, наверняка вы частенько замечали на деревьях разнообразные вычурные наросты, но не предавали этому особого значения, а зря! Потому как данный нарост можно превратить в хорошие деньги, изготовив к примеру заготовки для рукоятей ножей. Одна заготовка = 2000 руб. Только не надо сейчас бежать в лес и рубить все подряд 😉

И так, чтоб добыть кап, нужно взять с собой в лес: бензопилу, ножовку, топор, нож. Отправиться как можно глубже в лес и искать вот такие вот наросты.
Могут расти данные наросты абсолютно на всех деревьях, не обязательно только на березе, как показано на фотографии. Как вы понимаете у каждого дерева и рисунок своеобразный, неповторимый. Так же кап может расти и на ветвях дерева, что за частую бывает.
Внимание! Не в коем случае не лазьте на дерево с бензопилой!!! Берите только ножовку для спиливания ветки с наростом.

Так же как было сказано выше, наросты могут быть еще и на корнях дерева (капа-корень) вырастают они порой гиганских размеров и для их добычи требуется тяжелая
Хорошая шабашка! Не правда ли? Да, из таких капов делают в основном дорогостоящую мебель, цену даже трудно представить??? Сколько ноликов будет в ценнике на изделие?

Но у нас задача добыть небольшие образцы. И так, к примеру вы нашли нарост, убедились что это именно то что вам нужно, а не просто каряга. Берете пилу и отпиливаете нужный вам кусок. И не в коем случае не валите дерево целиком!!! За такое дело положен немалый штраф!
Спилили и быстренько убрали в рюкзак или мешок, а место спила следует обработать садовым варом, на крайний случай землей или глиной, чтоб дерево не болело потом.Что же, кап допустим вы заполучили, теперь нужно доставить его домой. Кстати по дороге можете присматривать еще экземпляры и делать заметки, чтоб потом найти дорогу обратно.
Далее с капа необходимо снять кору, это можно сделать при помощи обычного ножа.
После того как кора будет снята, кап нужно будет сварить в солёной воде. Нужно это для того чтоб из древесины вышел весь сок. После варки нужно будет просушить вашу добычу в течении нескольких суток, а уже потом можно приступать к распиловке на нужные Вам размеры и заготовки. Ну а дальше все зависит от вашей фантазии и столярных навыков. Вот вам в помощь несколько идей и примеров. Приятного просмотра.

Изделия из капа.

Чаша и ложки

Мебель Чаша
Пиалка
Рукоять для ножа


Кружка

Шкатулка


Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.

Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.

Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.

Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.

Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.

В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.

Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:


Правильная обработка березового капа

Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:

  • Крупный капы практически всегда распиливают, так как из него можно изготовить сразу несколько предметов. Кап разделяют на несколько пластин, толщина каждой зависит от того, какой планируется изготовить предмет.
  • Чтоб в будущем получился отличный рисунок, следует заранее продумать угол распила. Чем больше на срезе будет спящих почем, тем лучше.
  • Когда кап свежий, рисунок проявляется слабо, но пилить намного проще.
  • Что рисунок проявился в полную красоту, перед изготовлением предмета следует кап хорошо пропарить.
  • Пропаривать кап можно дома, для этого подойдут мелкие опилки. Для проведения процедуры берут нужную по размеру емкость (кастрюлю рекомендуется использовать старую, так как красители, которые будут проявляться, отмыть не удастся). Опилки выкладывают щедрым слоем на донышко, сверху кладут кап. Плотно укладывать нельзя, должен оставаться зазор хотя бы в 0,5 сантиметра. Поверх сыплют опилки тонким слоем.
  • Выложенный кап в кастрюлю заливают хорошо подсоленной водой (в основном нижний слой). Вода не должны полностью покрывать заготовки, а только немного их касаться. Соль берут с расчетом 1 ст. л. на 1 л воды. Если будет немного больше – не беда.
  • Подготовленный кап накрывают крышкой и ставят на небольшой огонь. Как только смесь закипит, отчитывают около 10 часов, и дают капу хорошо пропариться. Чтоб избежать неприятностей, в емкость поглядывают каждый час, при необходимости доливают воду.
  • По стечению времени, емкость снимают с огня, и оставляют остывать.
  • После остывания заготовки промывают под проточной водой, и оставляют сушиться. Чтоб они просыхали равномерно, каждые несколько часов их следует переворачивать. Период просушивания длиться около 3-4 суток.
  • Когда заготовки полностью высохнут, их опять пропаривают по вышеуказанной схеме, снова просушивают. Процедуру повторяют до трех раз.
  • Если после пропаривания кора не отпала полностью, ее аккуратно снимают вручную.
  • Процедуру просушивания предпочтительнее проводить на улице. Первые сутки переворачивают достаточно часто, на третий день хватит и 1-2 раз.
  • Замечательно, если есть возможность осуществить финальную просушку в специальном духовом шкафу несколько раз.
  • Если кап попался весьма крупным (больше баскетбольного мяча), такой вид обработки не подойдет. Процесс просушки или пропарки может привести к трещинам и другим повреждениям.
  • Вываривают как в основном разделенный на части. Цельные наросты на березе обрабатывают как обыкновенное дерево – с помощью шлифовки и покрытия лаком.
  • При выпаривании, пластины капа приобретают оттенок выделяемых компонентов, он может быть весьма разнообразным (желтый с золотым отливом, коричневый и т. д.).
  • После обработки можно проводить последующие процедуры, например, покрытие лаком или краской.
  • Перед покрытием лаком, поверхность хорошо отшлифуют с помощью крупного наждака, затем мелкого. Древесную пыль стирают мягкой тканью.
  • Рисунок проявится во всей красе, если кап обработать воском.

На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.

"Ремесло за плечами не висит, а хлебом кормит". Эту пословицу часто повторяли в старину вятские кустари. По дореволюционной статистике видно, что из всех 456 тысяч дворов Вятской губернии местным кустарным промыслом занимались крестьяне 263 тысяч дворов, а отхожими промыслами - более двухсот тысяч человек из 147 тысяч дворов.
По причине невысокого плодородия земли и сурового климата хорошие урожаи в нашем краю - дело редкое. Таким образом, лишь 10% крестьянских хозяйств, преимущественно кулацкие и зажиточные, могли существовать доходами только от сельского хозяйства. Поэтому большинство вятских крестьян всегда имели два занятия - земледелие и какой-нибудь промысел.
Заставка из книги М.Н. Шатрова "Кировские кустари" (Киров, 1938), художник А. Люстрицкий.

Кустарные промыслы в Вятском крае в старину были весьма разнообразны. В некоторых уездах их насчитывалось до 200 видов. Изделия вырабатывались из всевозможнейших доступных материалов: дерева, древесных наплывов (капа, капокорня, сувеля), ивовых прутьев (лозы), бересты, стружки, мхов и лишайников, мочала, соломы, корня, металлов, камней, глины, гипса, папье-маше, шерсти, волоса, льна, шкур, кости и проч. Наряду с изделиями ширпотреба много вырабатывалось и художественных изделий, произведений искусства.
Среди экспортных кустарных изделий СССР довольно видное место занимали в свое время каповые и капокорешковые изделия. Это были различных форм и размеров портсигары, порт-папиросы, порт-табаки, порт-карты (визитницы), пресс-бювары (пресс-папье), обложки альбомов, блокноты, шкатулки, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы, вырабатываемые исключительно в Кировской области.


В.В. Злобин. Шкатулка "Лира". Город Киров, 1970-е годы. Капокорень. Кировский краеведческий музей.

Что такое березовый кап? Это нарост или наплыв на стволе или сучьях березы, имеющий весьма красивый рисунок на срезе. Встречается кап редко. По внешнему виду эти наросты имеют форму овала. Сняв кору, можно увидеть, что каповый нарост покрыт мелкими зубчиками, напоминающими спину ежа. По внутреннему строению кап представляет из себя мелкую сетчатую перепутанность волокон, похожих на извилины головного мозга. Долгое время считалось, что кап - это болезненный нарост на дереве и что возникает он от зажима почек внезапными весенними холодами, которые в наших местах приходятся порой на вегетационный период. Этих спящих почек сначала немного, затем, через годы, - сотни, растущих вплотную друг к другу. Крона каповой березы начинается ниже, чем у обычной. В результате наблюдений было установлено, что здоровье такого дерева лучше; оно устойчивей к сильным ветрам, заморозкам, половодью. Ученые пришли к выводу, что кап - явление биологически нормальное, защитное. Каповая береза - разновидность русской пушистой березы, и образование капа на ней является естественно унаследованным процессом, следовательно, кап (т.е. березу с капом) можно и вырастить. Итак, кап - это не болезнь дерева, а мутация.

Наплыв капа на стволе березы. Кировский краеведческий музей.

Цвет капа внутри - светло-палевый. Ценные свойства капа - крепкость, плотность, твердость и, конечно, красивый рисунок. В изделиях кап не поддается формоизменяемости: не коробится, не трескается, не разбухает, не рассыхается. Очень хорошо поддается обработке и отделке - шлифовке, лакировке и полировке.
В старину крестьянин, нашедший в лесу каповый нарост, вез его за сотни верст мастеру-каповщику. Оценивался кап на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем дороже. До революции за кусок хорошего капа размером в 10-15 см. по длине овала, с мелким рисунком, платили от 5 до 10 рублей. За большой нарост размером от 20 до 35 см. платили по особому соглашению.
Кап находят не только на березе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.


Уже в середине ХIХ века кап стал редкостью в вятских лесах, а в 20-30-е годы ХХ века - почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ веке капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.
Капокорень (корешок, щетка) - тот же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще - прикрытые почвой. Признаками нахождения их служат побеги, выходящие из земли около комля дерева; к зиме эти побеги отмирают. Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками. Если кап - это "березовое золото", то капокорень - "серебро". Но корешка в лесах оказалось во много раз больше. Обнаружил капокорень по счастливой случайности слепой мастер из села Истобенского Амвросий Ефимович Ковязин.
Судьба Ковязина поистине удивительна. Переболев в детстве оспой, он лишился зрения, но благодаря выдающимся способностям и упорству жил полной жизнью. Он ходил без поводыря, играл на гармони, пел в церковном хоре, читал в церкви Апостол целыми страницами наизусть. Но главное - он с юных лет занимался столярной работой, обеспечивая своим ремеслом себя и семью. И вот как-то один истобенский купец привез в село каповую шкатулку. Ковязин подержал ее в руках и не поверил, что это дерево. Шкатулка была тяжелой, гладкой и холодной, словно стеклянная. Местный учитель, знавший о капе, объяснил слепцу, что это такое. Амвросий запомнил его слова. У себя в саду он ощупал стволы и ветки всех берез - наростов не нашел, но неожиданно натолкнулся на них на корнях одного дерева. Амвросий вырубил один из наплывов, распилил его и позвал учителя. Тот ахнул от изумления: рисунок на спиле был как у капа! Амвросий Ефимович выучился делать из нового материала шкатулки, да так мастерски, что прославился.
По весу наплывы капокорня достигали иногда 5 пудов (80 кг). Хороший корешок оценивался в 1930-е гг. от 25 до 30 коп. за 1 кг.
Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко. По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.


Г.П. Першин. Автомат для папирос. Город Киров, 1970-е годы. Капокорень. Кировский краеведческий музей.

Кроме капа и корешка есть еще третий вид наплывов на березе - сувель (сувель-вал).
Сувель обыкновенно встречается на деревьях, растущих одиноко: на опушках лесов, в садах, лугах, на посадках вдоль дорог. Образование этого наплыва объясняют надсадкой дерева в раннем возрасте от чрезмерных перегибов сильными ветрами, вследствие чего при выпрямлении в месте перегиба образуются складки продольных волокон дерева, а при дальнейшем росте березы из этих складок и образуется сувель.
Снаружи сувель имеет гладкую поверхность, а при разрезе ее в любом направлении - извилистость строения. В капо-корешковом производстве сувель не применяется, его использовали на выделку кегельных и крокетных шаров, шахмат, шашек, на присадку инструментов, подвергающихся сильным ударам (на ручки к стамескам и долотам) и другие мелкие токарные изделия.
Обрабатывается сувель очень трудно. Материал этот считается куда менее ценным, чем кап и капокорень. Случайные заготовители капа в прошлые времена сплошь и рядом принимали сувель за кап и везли его издалека в Вятку целыми возами. Будучи разочарованы в ценности своих находок, такие заготовители в дальнейшем категорически отказывались от всяких поисков капа.
---------------
По материалам книг: 1) М.Н. Шатров. Кировские кустари. Киров, 1938. 2) Н.Перминова. Каповая шкатулка. Горький, 1984.