Легендарные электроклавиши. Hammond Organ. Adam Monroe Music Rotary Organ v1.3 VST AU AAX WIN OSX (Team DECiBEL) - виртуальный орган Hammond M3 Угадай, какой орган играет

Помню, как-то раз я ездил на гастроли с одним джаз-бендом. Нет, не в качестве музыканта, – мне тогда было не до того, – с инструментами попросили помочь.

Вы хоть представляете себе, какой инструментарий у достаточно крупной джазовой банды? Вот именно – ВАГОН. Многотонная фура была заполнена доверху в самом прямом смысле этого слова.

Но был один инструмент, который запомнился куда как крепче, чем все остальные, вместе взятые.

На тот момент орган Хаммонда запомнился мне именно своим чертовски огромным весом. Не помню точно, сколько именно он весил, но, по сравнению с ним, концертный рояль был легоньким, словно пушинка.

Да что там рояль, мой «Смит энд Вегнер» в разы легче! Но поверьте, этот инструмент стоил того, чтобы сорвать спину.

Органов Хаммонда осталось мало. Их изначальные варианты сейчас не выпускают, они безумно дорогие (хотя того стоят), и, что самое грустное, – они имеют свойство со временем изнашиваться.

Откровенно говоря, это не синтезатор в том понимании этого слова, к которому мы привыкли. Это все равно что назвать электрогитарой то чудо с датчиками, которое было вначале. Но он делал то, что до сих пор не удавалось ни одному инструменту: великолепно имитировал – синтезировал – звучание настоящего духового органа.

Вы когда-нибудь слышали бессмертную балладу Child in Time? Услышав это кристально чистое звучание органа, мало верится как в то, что это звучит синтезатор, так и в то, что эта запись была сделана ни много ни мало, а сорок лет тому назад.

Но сам инструмент появился куда как раньше. Лоренс Хаммонд спроектировал его в далеком 1935-м году, а значит, к моменту записи альбома Deep Purple “In Rock” он был уже дедушкой. Теперь это и вовсе динозавр, как и сами .

Не все церкви могли позволить себе настоящий дорогой духовой орган, поэтому он планировался как замена классическому церковному инструменту, но со временем оказалось, что он чрезвычайно популярен и среди «мирян». Да не просто мирян, а блюзменов, джазменов, рок-н-рольщиков и даже военных музыкантов.

В настоящем органе, том самом, который папа Виталиан ввел в католическую церковь в 666-м году, звук образуется в огромном множестве труб, а вот в органе Хаммонда используется аддитивный синтез звукового сигнала.

Этим он в чем-то схож с теллариумом, и в нем также используются механические фонические колеса. Это в самых первых инструментах, тех самых, которые ныне не выпускаются.

Уже с тех пор у инструмента, помимо традиционного мануала, появились рычажки, при помощи которых можно было подстраивать сигнал самым разнообразным образом, кроме того, у более поздних инструментов появилось электромеханическое вибрато.

Современные Хаммонды используют для синтеза звука осцилляторы. При этом производители имитируют ту самую особенность, которая вначале была недостатком этих электрических органов: щелчок.

Интересно, что, если изначально щелчок был следствием несовершенства электромеханической конструкции, то теперь он синтезируется до жути сложными схемами.

Динамики Лесли, которые изначально были вроде как конкурентами Хаммонда, теперь считаются неотъемлемым атрибутом, причем именно по звучанию. Благодаря вращающемуся элементу, в них создавался тот самый эффект вибрато, который теперь так высоко ценится музыкантами.

Как орган Хаммонда завоевывает музыкально-инструментальный рынок

Так вот, о самом органе. Его первым покупателем стал не кто иной, как Генри Форд – тот самый создатель громаднейшей автомобильной корпорации. Одному Богу известно, зачем он купил у Хаммонда целых шесть штук, но точно известно, что заявленная цена составляла всего 1250 долларов.

Многовато? А вы подумайте о том, что речь шла об эксклюзивном инструменте, аналогов которому не было в мире. Он был настолько дешевле традиционного органа, что стал пользоваться феноменальной популярностью практически до своего появления на свет.

Всего за первый год было продано почти полторы тысячи органов. Да, большинство из них приобретались церквями, но среди покупателей были и обычные музыканты.

Естественно, что это вызвало резонанс. Да еще и какой! Понятное дело, что успех Хаммонда покоя не давал производителям классических духовых органов. «Хаммонд» стоил в десятки, а то и в сотни раз дешевле.

Дело даже дошло до того, что они подали жалобу в Федеральную торговую комиссию, чтобы те лишили изобретателя права называть свой синтезатор органом.

В качестве аргументов выступали претензии к звучанию: мол, звучание этого электрического инструмента не может передать то богатство звука, свойственное большому органу.

Вообще-то так оно и было. Ну не мог сравнительно небольшой инструмент на равных состязаться с многотонным монстром! Или мог?

Часть 2

Это происходило в далеких тридцатых годах двадцатого века. В часовне чикагского университета был установлен орган Скиннера, и, помимо него, ввезли небольшой аппарат, который стоил почти в сто раз дешевле.

Угадай, какой орган играет

Тон-кабинеты последнего (они играли роль динамиков) были спрятаны среди труб духового органа, чтобы никакие внешние признаки не могли выдать новинку. Обе клавиатуры были также спрятаны.

Все было устроено так, чтобы жюри не могло видеть, на чем же, собственно говоря, сейчас играют. Две группы – студенты и музыканты – приготовились слушать.

Их задачей было помечать, на чем играют ту или иную пьесу. И начался концерт.

Студенты угадывали, в лучшем случае, в пятидесяти процентах. Среди профессионалов картина была еще более неоднозначна: некоторые угадывали в девяти случаях из десяти, другие наоборот – практически ни разу попасть не могли.

Игралась пьеса за пьесой, а представители компании Хаммонда начали приободряться. И понемногу нажимать на Федеральную торговую комиссию.

В конце концов члены комиссии сдались, и было решено, что орган Хаммонда имеет полнейшее право называться именно органом. Совсем не так уж и плохо!

Правда, кое в чем Хаммонда урезали: ему больше нельзя было описывать свои инструменты в том духе, что они могут выдавать бесконечное количество звуков. Пришлось писать правду: 253 000 000. Даже для органа чересчур…

Тон-кабинеты Хаммонда


Отдельного упоминания стоят динамики…. Точнее, не динамики, а тон-кабинеты Хаммонда. Они сами по себе стали легендой, и уже с ними связаны кое-какие истории.

Был ли Лесли подчиненным Лоренса Хаммонда? Вряд ли. Был ли его конкурентом? А зачем ему с ним конкурировать? Было рассмотрено множество вариантов выбора тон-кабинетов для органов Хаммонда, однако никем особо не рекламируемые тон-кабинеты Лесли стали эталоном качественного звука для этого синтезатора.

Словно «Маршалл» в мире рок-музыки. Вроде есть и куча других усилителей, а как посмотришь концерты рок-групп, будь то Металлика, Мегадет или Слейер, так все стены динамиков состоят из характерных кабинетов с золотистой полосой и тем самым шильдиком. Примерно та же история сложилась и с кабинетами Лесли.

Но одно время они все-таки довольно тесно сотрудничали. Как раз когда в 1936-м году в Америке был переход с тока питания в 50 герц на 60 герц.

Вся беда в том, что тон-генераторы, которые питались этим током, начинали звучать выше. Вот Лесли одно время и занимался их перестройкой.

Спустя какое-то время он стал изощряться в изобретении новых интересных кабинетов, которые не только издавали звуки, но и могли воспроизводить некоторые эффекты, вроде эффекта вращающихся динамиков.

Спору нет, там действительно кое-что вращалось, но все таки это были не сами динамики. Хотя звук был прикольный. Настолько, что этот эффект так и назвали именем Лесли. Современный файзер тоже чем-то на него похож.

Но соперничество между Лесли и Хаммондом все-таки продолжалось до 1980-го года, то есть до тех пор, пока компания Хаммонда не выкупила производство кабинетов Лесли.

Вот только к тому времени орган Хаммонда, тот самый орган Хаммонда, который уже успел стать легендой, уже не выпускали. Его производство завершилось еще четырьмя годами ранее, в 1976-м году, а все, что выпускают до сих пор – хотя и более совершенная, более долговечная и надежная, но – имитация. Теперь это действительно синтезатор, который имитирует звуки органа. Но уже – органа Хаммонда…

(электрический орган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в апреле 1935 года . Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам , но инструмент часто использовался в блюзе , джазе , рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле . Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.

Устройство

Hammond B3 и динамики Лесли

Ссылки

  • статья о «Хаммонд-органе» на obsolete.com
  • Hammond C3 и Leslie. Фотогалерея.
  • Настоящее Hammond органа - магазин восстановленных инструментов
  • HammondWiki - Внимание: материал ресурса HammondWiki защищён лицензией OPL, которая несовместима с лицензией GFDL. Копировать материалы сюда могут только авторы оригинальных статей.
  • - Орган Hammond.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Adam Monroe Music Rotary Organ был сэмплирован из органа Hammond M3. Конечная цель заключалась в том, чтобы смоделировать звук органа Hammondnd B3 с вращающимся динамиком Лесли внутри плагина VST / AU / AAX. Каждая буксировочная полоса на каждой ноте сэмплирована индивидуально через встроенный динамик органа через микрофон Neumann TLM 102.

Сигнал был усилен через Fender Deluxe Reverb и записан на Sennheiser e906. Оба сигнала были пропущены через предусилители Grace M101. Орган Hammond M3 объединяет последние две гармоники в один тяговый стержень, эта нота не включена. Вместо этого использовалась технология «цифрового фолдбэка», чтобы расширить гармоники Hammond M3, чтобы они были похожи на гармоники Hammond B3.

The organ"s range was augmented to be similar to that of a Hammond B3. This was accomplished by using the Organ"s pedal tones to add the lower octave notes.

The Leslie Speaker simulation was designed to mimic a real Leslie. The signal is split to a virtual bottom rotor and virtual upper rotor at around 600 Hz. Vibrato, chorus, and panning processing are used to simulate the rotation of the rotors. The upper rotor spins between 48/409 RPM"s and the bottom rotor spins between 40/354 RPM"s. Bottom rotor rotation can be bypassed. The Leslie simulation can also be bypassed.

B3 effects where also digitally simulated and these include percussion, vibrato, and key click. Vibrato scanner is similar to that of a B3 and includes vibrato as well as vibrato+chorus. Key click was simulated by adding random noise to the attack and release samples. Some key click can be heard in the original samples but the effect has been exaggerated. Percussion was simulated in VST as it is in real life: a higher amplitude, percussive decaying sound is added to the instrument via the 2nd or 3rd harmonic. The plugin also includes reverb, braking, variable acceleration, drive/distortion, smoothing, adjustable stereo panning, key-splitting, and preset switching.

ENGINEERING:
The instrument was equalized to sound slightly more aggressive than a typical Hammond organ and therefore has the potential to stand out more in a mix. This can be adjusted with the "smoothing" knob, which will attenuate some of the harsher frequencies

Inside the VST the amp and speaker signals go through preamp/gain staging whether or not the Leslie bypass is engaged. The plugin requires a decent CPU - at least an Intel Core I3. This is because internally each harmonic is being summed for each note - which can include things like percussion and key click - meaning that each note requires upwards of 22 voices. Internally the VST is capped at 330 voices, which is equivalent to 15 notes of polyphony. The voicelist also requires extra processing power, as (unlike a piano or other percussive instrument) each not can be sustained indefinitely, and thus newer notes must work around this limitation.

The plugin also does a fair amount of internal eq and sonic shaping depending on the preset. A great deal of time was spent experimenting and finding useful drawbar settings and eq combinations. There are 32 built-in presets modeled after classic Hammond Organ drawbar settings. You can hear an audio demonstration of these presets in the mp3 section.

The memory footprint of the plugin is around 400 MB. All of the plugin"s samples are loaded into memory upon loading as the plugin is primarily comprised up of looped samples, padded out with short attack and release samples. This means that this particular plugin is not dependent on a fast hard drive as it does not need to buffer samples during execution.

The plugin is designed to work with VST AU and AAX native versions and a Kontakt version was not created. This is because the plugin relies heavily on internal programming - for everything from the Leslie simulation to sample fold-back - that would be impossible to replicate with the Kontakt player"s simple scripting language.

This VST is, essentially, a hybrid between a Hammond M3 and B3 with a more aggressive sound. It is meant to sound a bit unique to already existing plugins and simulations, but with the wide range of parameter combinations, many sounds are possible.

Изначально органы Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым органам , но инструмент часто использовался в блюзе , джазе , роке (1960-е и 1970-е), а также в госпеле . Широко распространился орган Хаммонда и в военных ансамблях США во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. В акустической науке орган Хаммонда (в том числе в СССР начала 1960-х гг.) использовался для изучения специфики музыкального тембра .

В настоящее время (2017) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и называется Hammond Suzuki Co., Ltd.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Технология будущего: искусственный электрический орган

Субтитры

Электрический угорь – это обладатель одной из самых поразительных способностей в животном мире. У этих рыб имеются электрические органы, используемые для нападения на добычу, для защиты от врагов, а также для навигации. Способность электрического угря генерировать электроразряды завораживала учёных на протяжении веков, и теперь они стремятся сымитировать её в попытках создания поистине футуристической технологии – гибкой био-батареи, которую можно было бы носить на наших телах и даже внутри наших тел. Чтобы создать устройство, вдохновлённое электрическим угрём, первое, что нужно понять, – это то, как угри генерируют электричество. Данные рыбы используют для этого специализированные клетки, называемые электроцитами. Электроциты имеют мембраны со специальными каналами, по которым из клетки выкачиваются ионы натрия, а в клетку закачиваются ионы калия. Клетка при этом остаётся нейтрально заряженной. Когда угорь готовится ударить током, каналы с одной стороны мембраны открываются, ионы натрия снова поступают в клетки и генеруется электроразряд, парализующий ничего не подозревающую добычу. Каждая клетка электрического органа даёт напряжение всего лишь около 150 милливольт, но крупные угри имеют многие тысячи таких клеток, действующих вместе как батарея. Нервная система угря устроена таким образом, что позволяет ему активировать все электроциты одновременно и наносить мощный удар током. Учёные из Университета Фрайбурга, Швейцария, сымитировали этот процесс, создав искусственный электрический орган. Они использовали капли гидрогеля для имитации каждой части электроцита – жёлтые и зелёные капли действуют как избирательно пропускающие мембраны, а красные и синие капли содержат разные ионы. Как и в клетках электрического органа угря, необходимо пропустить определённые ионы через мембраны, чтобы генерировать ток. Каждая связка из четырёх капель может создавать примерно такое же напряжение, как электроцит электрического угря. Далее учёные поставили себе цель увеличить напряжение, собрав созданные ими искусственные клетки в единую систему и сымитировав тем самым электрический орган угря. Но как это сделать? С помощью 3D-печати. Когда эти два листа с каплями гидрогеля лежат один поверх другого, они образуют единую длинную линию из искусственных клеток. Таким способом можно генерировать напряжение около ста вольт. Но есть один важный момент: угорь одновременно активирует все свои электроциты, чтобы получить максимальное напряжение. Учёные должны сделать то же самое. Все капли гидрогеля должны контактировать друг с другом одновременно. Листы обеспечивали быстрое соединение, но для по-настоящему синхронного взаимодействия исследователи использовали другой принцип: складывание. Это позволило всем искусственным клеткам почти одновременно контактировать друг с другом. Угорь может заряжать электрический орган прямо в своём теле, с помощью биологических процессов, тогда как искусственный электрический орган должен быть подключён к источнику питания. Исследователи планируют использовать свою разработку для создания контактных линз со встроенными дисплеями, биологических датчиков и переносных технических устройств, и надеются, что найдут способ заряжать их при помощи биологических процессов. В конце концов, если угорь может это делать, то почему бы не научиться и нам?

Устройство

Для имитации звуков традиционного духового органа , имеющего ряды труб во множестве регистров, в органе Хаммонда был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда (с некоторыми допущениями, см. ниже).

Принцип действия его напоминает более ранний электромеханический инструмент - «Телармониум » Тадеуша Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался «фоническим колесом», зубчатым или перфорированным стальным диском, вращающимся возле собственной электромагнитной головки-звукоснимателя. Соотношением количества зубцов (от 2 для басовых колёс до сотен для верхних нот) и частоты вращения определяется высота тона . Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как первичное колебание создаётся не электронным генератором , а электромеханическим генератором переменного напряжения - «фоническим колесом».

Все колёса вращались от общего синхронного электродвигателя через систему передач, гарантировавшую жёсткое соотношение генерируемых тонов, то есть цельность строя. Так как частота вращения двигателя и, соответственно, базовые частоты тонов задавались электросетью, устройство сдвига частоты («питч-шифтер») и вибрато в тех моделях, где оно имелось, было выполнено отдельным электромеханическим блоком на базе устройства, известного среди пользователей «хаммонда» как «сканер» . Принцип действия его подобен вращающемуся трансформатору , только не с индуктивной, а с ёмкостной связью. Лёгкий ротор, вращаемый отдельным мотором, раздавал сигнал по пластинам статора, всё суммировалось электронной схемой - и в итоге позволяло варьировать фазу звукового сигнала со скоростью вращения ротора .

Внешней особенностью органа Хаммонда были небольшие выдвигающиеся ручки-«язычки» - регуляторы, с помощью которых можно было нужным образом подмешивать гармоники в основные тона, формируя новые тембры.

Характерный «щелчок» при нажатии клавиши, который начально считался недостатком конструкции, быстро стал восприниматься как часть фирменного звука инструмента. Звучание имеет и другие примечательные черты, которые при формальном подходе были бы только техническими недостатками. В частности, при формировании тембра вместо целочисленных гармоник основного тона используются ближайшие подходящие основные частоты других тон-колёс, подмешиваемые к взятому тону . В результате для настройки инструмента гарантированно чистым заявляется только тон Ля 440Гц. Другая особенность - слышимые наводки с частотами не взятых нот: тесно расположенные тон-колёса воздействуют на звукосниматели друг друга. Музыканты вполне освоились со столь своеобразно окрашенным звуком, и «недостатки» превратились в «особенности системы», ценимые поклонникаим соответствующих жанров. Впоследствии подобные нюансы усложнили качественную имитацию звука электромеханического «Хаммонда» чисто электронными средствами; выпущенные самой фирмой компактные органы с электронными тон-генераторами звучат менее интересно, а сколь-нибудь качественные имитации начали появляться лишь с развитием мощной аппаратной базы цифрового синтеза.

В органах Хаммонда широко использовались динамики Лесли , хотя изначально детище фирмы «Leslie» было отвергнуто самим изобретателем органа. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент (рупор или заслонку) для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «дрожащий», «плавающий» звук со сложной пространственной панорамой.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

  1. полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала
  2. компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд-органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).

Не все «Хаммонд-органы» имели описанную выше конструкцию. Конструкция с регуляторами-«язычками» и «фоническими колёсами» считается оригинальной. Фирма «Хаммонд» выпускала также и более дешёвые модели на основе электронных схем, такие как, к примеру, модель J100. Однако у этих моделей нет оригинального и характерного звука «колёсных» органов «Хаммонд».

Современные технологии цифровой обработки сигналов и семплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд-орган». Тем не менее, исполнители ценят оригинальные электромеханические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры. «Хаммонд-органы» и сегодня пользуются огромным спросом у музыкантов.

Виртуозы органа Хаммонда

  • Рэй Манзарек (1939-2013) - один из основателей и клавишник группы The Doors с 1965 по 1973 года.

Дата Выпуска: 09.2019
Версия: 1.3
Разработчик: Adam Monroe Music
Сайт разработчика: adammonroemusic.com/organ-vst/am-organ-vst-plugin.html
Формат: VSTi, AAX, AUi
Разрядность: 32bit, 64bit
Таблэтка: вылечено
Системные требования: 32 or 64 Bit Windows Vista or higher/OS X 10.8+
(64 Bit Windows 7/8/10 or OS X 10.9+ recommended)
4 Gigabytes of Ram
(8 Gigabytes recommended)
Intel Core 2 DUO @ 3GHZ or higher recommended.
Firewire or PCI-based Audio Interface recommended
Protools 11/12
Размер: 2.22 GB

Rotary Organ был сэмплирован из органа Hammond M3. Конечная цель заключалась в том, чтобы смоделировать звук органа Hammondnd B3 с вращающимся динамиком Leslie внутри плагина VST / AU / AAX. Каждый регистр на каждой ноте сэмплировался индивидуально через встроенный динамик органа микрофоном Neumann TLM 102.
Сигнал был пропущен через Fender Deluxe Reverb и записан на Sennheiser e906. Оба сигнала были пропущены через предусилители Grace M101. Орган Hammond M3 комбинирует последние две гармоники в один регистр, эта нота была опущена. Вместо этого использовалась технология «цифрового фолдбэка», чтобы расширить гармоники Hammond M3, чтобы они были похожи на гармоники Hammond B3.
Диапазон органа был расширен, чтобы быть похожим на тот Hammond B3. Это было достигнуто с помощью характера педалей органа, чтобы добавить ноты нижней октавы.
Чтобы имитировать настоящий динамик Leslie, была разработана его эмуляция. Сигнал разделяется на виртуальный нижний ротор и виртуальный верхний ротор с частотой около 600 Гц. Вибрато, хорус и обработка панорамирования используются для имитации вращения роторов. Верхний ротор вращается между 48/409 об / мин, а нижний ротор вращается между 40/354 об / мин. Вращение нижнего ротора можно отключить. Симуляцию Leslie также может обойти.
Эффекты B3, которые также моделируются в цифровом виде и включают в себя перкуссию, вибрато и звук клавиш. Вибрато похоже на B3 и включает в себя собственно вибрато, а также вибрато + хор. Нажатие клавиши имитировалось путем добавления случайных шумов к атаке и релизу сэмплов. В исходных сэмплах слышен некоторый щелчок, но эффект был преувеличен. Перкуссия была смоделирована в VST, как и в реальной жизни: более высокая амплитуда, ударный затухающий звук добавляется в инструмент через 2-ю или 3-ю гармонику. Плагин также включает в себя everb, braking, variable acceleration, drive/distortion, smoothing, adjustable stereo panning, key-splitting и переключение пресетов.
Инструмент был обработан эквалайзером, чтобы звучать немного более агрессивно, чем типичный орган Хаммонда, и, следовательно, будет выделяться в миксе. Это можно отрегулировать с помощью ручки «сглаживания», которая ослабит некоторые из более высоких частот