Конспект занятия по физкультуре для средней группы «Птицы учатся летать. Как научить летать птицу Как учатся летать птенцы проект

Попались тут на глаза сразу две новости - про Энергию-Буран и про успешные огневые испытания второй ступени "Ангары". То, как Буран научился летать, достойно отдельного фильма...
Во второй половине поста есть выдержки про Буран из одной книжки.

Бывший министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов: "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир
[...]
Кулаковская: Действительно, все говорят о том, что технические, инженерные решения программы опередили свое время. Было создано почти сто новых уникальных материалов.
Бакланов: Я вам скажу, где-то 86-87 новых материалов, которые имели некоторые параметры на порядок выше того, что тогда использовалось в инженерной практике. Я вам покажу материал - знаменитые пластины, которые оберегали поверхность "Бурана" при посадке от перегрева в 3000 градусов.
[...]
Кулаковская: Как много было запущено в 90-х годах.
Бакланов: К сожалению, как сейчас говорят, что у нас нет денег, нет того, сего. У нас все есть. Обобщенный интеллект наших специалистов гораздо выше всего, что есть.
Кулаковская: Все-таки интеллект есть.
Бакланов: Есть интеллект, но он иссякает. Потому что нет цели, задачи такой. Не ставится такая задача.
Кулаковская: То есть, все те материалы, которые были созданы, и технологии сейчас не применяются?
Бакланов: Нет, они применяются, но ни в таком темпе, как хотелось бы. Потому что сейчас у нас вопрос стоит так - что целесообразно только в сиюминутной выгоде. А развитие науки второстепенно, к сожалению. На словах это вроде первостепенная задача. Но мы в науку практически ничего не вкладываем, по сравнению с теми же американцами, с европейцами. И сейчас наше общество, наше человечество стоит перед такой же задачей, как стояла пятьсот лет тому назад, когда церковники заставили отречься Галилея от своей идеи, что не Солнце вокруг Земли вращается, а Земля вращается. Джордано Бруно сожгли за эту идею.
[...]
Кулаковская: Олег Дмитриевич, миссия "Буран" по сей день единственная в истории мировой космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Этот факт вошел даже в "Книгу рекордов Гиннеса". А как, на самом деле, осуществлялось управление "Бураном"? Насколько известно, объем памяти корабля составлял всего 64 килобайта.
Бакланов: Вы знаете, это примитивное суждение. Вся система управления была функционально распределена по своим задачам. И система контроля имела возможности больше 30 мегабайт. Поэтому я сейчас не могу сказать, сколько совокупно был этот объем. Но, дело еще и в том, что, когда мы учили "птичку", то есть сам "Буран", посадке, то мы использовали авторитет и опыт человека, высококлассного летчика. В частности, тогда Волк был главным испытателем. Был специальный отряд космонавтов, и они как летчики, как патриотично настроенные герои, доказывали, что только человек может посадить "птичку" вручную. То, что делают американцы до сих пор. Мы же поставили королёвскую идею, что в космосе человек - это Бог. Он должен работать при помощи автоматического режима. И он может вмешиваться в посадку, только если будет экстремальная ситуация.
Кулаковская: Какая-то внештатная ситуация.
Бакланов: И мы добились - посадили наш первую "птичку" - "Буран" - в автоматическом режиме. Но как это делали? Был сделан Ту-154, который был по своим летным характеристикам доведен до "Бурана". Летные характеристики очень тяжелые, за счет того, что он мог и в космосе работать, и как самолет садиться. Волк делал все эволюции, которые уже были им наработаны за счет его таланта. А все движения записывались в цифре в вычислительный комплекс. И потом он уже научил. Он - Бог, он - человек - научил автоматику садиться за счет того, что оцифровывались все его движения, все его помыслы. Это было очень интересное решение. Мы это дело прошли.

И по этому поводу я вспомнил про посадку Бурана и народнохозяйственно-космические темы в одной книжке, это без слёз читать невозможно:

Фаворский В.В., Мещеряков И.В.
Космонавтика и ракетно-космическая промышленность: Развитие отрасли (1976-1992). Сотрудничество в космосе. Кн. 2. - М.: Машиностроение, 2003. - 430 с., л. ил.
ISBN 5-217-03196-4 (Кн. 2)

К вечеру похолодало, поднялся сильный ветер, но видимость оставалась хорошей. В темном небе ярко выделяется под светом прожекторов на старте ракета с орбитальным кораблем, гигантские фермы обслуживания, высокие молниеотводные мачты. С наступлением 15 ноября началась заправка, за три часа до старта включается циклограмма боевого режима, завершается набор стартовой готовности. Приближается время старта.
На космодроме штормовой ветер, возникает вероятность обледенения взлетно-посадочной полосы. Из-за этого Госкомиссия несколько раз рассматривала вопрос о том, не отменить ли старт, но такого решения не последовало. Наконец, над застывшей степью занимается рассвет, отсчитывающий последние предстартовые минуты. Поднимаются в воздух самолеты сопровождения.
Старт обозначился вспыхнувшим под ракетой пламенем, громом включившихся двигателей. В клубах освещенного пламенем дыма ракета медленно набирает скорость. Идет телерепортаж с МиГ-25.
Последовательно срабатывают ступени, отделяется орбитальный корабль. На высоте 160 км после 486 с с момента старта включается двигательная установка "Бурана". Вторая ступень, не получившая достаточной скорости, должна упасть в океан. Так специально сделано, чтобы не оставлять на орбите массивный блок. Двигатели "Бурана" включаются второй раз в середине первого витка. Это делается автоматически по команде бортовой программы. Контроль за полетом "Бурана" ведется из подмосковного Центра управления полетом. Надежно действует многосложный комплекс космической связи.
Определены параметры орбиты: высота 256/252 км, период обращения 89,45 мин, наклонение 51,6°.
Начался второй, заключительный виток полета. На 135 минуте полета прошла команда на торможение. Буран", находившийся в это время над Атлантическим океаном, развернулся кормой вперед, включились двигатели на торможение.
На заключительном этапе полета "Буран" продолжительное время планирует с гиперзвуковой скоростью. Вместе с включением посадочной программы на взлетную полосу космодрома снова выруливает МиГ-25. Теперь уже встречать "Буран".
Стремительно входит "Буран" в плотные слои атмосферы, тысячеградусная плазма окутывает корабль, связь на время прекращается.
Рядом с посадочной полосой - шестиэтажное здание командно-диспетчерского пункта. В нем разместились телеметрические станции, вычислительный комплекс, главный зал управления и анализа, служба навигации и посадки и многое другое. Оттуда периодически поступают сообщения. Очередное сообщение: приборы зафиксировали "Буран" на высоте 40 км (удаление от космодрома 400 км). Теперь орбитальный корабль должен пройти через "ключевые точки". Одна из них на высоте 10 км (удаление от посадочной полосы 25 км), другая на высоте 4 км (удаление 15 км). Наземные радиолокационные средства вносят необходимые уточнения в бортовые системы "Бурана". Корабль может заходить на полосу и с востока и с запада. Это зависит прежде всего от направления ветра. Соответствующие данные были переданы на борт, когда корабль еще находился на орбите.
Радирует пилот встречающего самолета МиГ-25 летчик-испытатель Магомед Толбоев: "Встретил "Буран" в расчетной точке, сопровождаю по трассе".
По возвращении летчик рассказал: <Ветер на высоте был до 200 км/ч. Болтало МиГ-25 основательно. Сближение в таких условиях представляет некоторую опасность. Меня могло силою ветра бросить на "Буран" или наоборот. Когда "Буран" выбрал сложную траекторию снижения, у меня возникло чувство, что им управляет человек. Но там, конечно, никого не было. Только аппаратура. И она свое дело исполняла идеально. Математически обеспечение полета "Бурана", подчеркиваю, было безупречным. Мы летели навстречу друг другу. "Буран" проскочил мимо меня и оказался сзади. Развернуться за ним не успевал - велик радиус маневра. И тогда я свалил МиГ-25 в штопор. Крутанул его вокруг оси. И через полвитка - рули на вывод. Оказался в задней полусфере "Бурана". Иначе не догнал бы его. Вышел из штопора на высоте 10 200 м, а на восьми уже был на траектории догона. Согласно программе выпустил шасси, щитки. Скорость "Бурана" была на 20 км меньше, чем у меня, постепенно сближались. Сильно трепало. По телевизору видны были эти "качели". Старался парировать порывы ветра, но это давалось с трудом.
Корабль летел по траектории очень устойчиво. Через некоторое время доложил в ЦУП: наблюдаю. Никаких повреждений облицовочной плитки я на "Буране" не заметил. Ничто не могло помешать выпускать шасси. Рули на автоматические команды реагировали мгновенно. Так и летели парой: я вел репортаж о поведении "Бурана" на траектории снижения. Досаждал ветер. Наблюдал, как будут выходить шасси. Посадочная полоса вот уже перед глазами. Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы шасси у корабля вышли. "Буран" был готов к приземлению. Порывы ветра доходили до 20 м в секунду. Корабль это учел и боролся с боковым ветром, "сознательно" сделав отворот от посадочного курса градусов на 15-20. Я не мог не восхищаться его полетом. Ветер ведь не встречный, а боковой под 40° слева, вот мы и летели боком. "Буран" сел, как и положено в таких случаях, на одну ногу. Сначала левой коснулся, поправил нос, через 30 м опустил на полосу правую ногу. Уклонение от оси полосы было три метра. Это и для первоклассного летчика на оценку "отлично". А "Буран" и на пробеге искал осевую линию. К моменту остановки он был правее центра полосы менее 50 см>.
А вот как это наблюдалось на космодроме. Люди приникли к телевизорам. Идет телевизионная передача с посадочного комплекса Байконура. Включена радиомаячная система. Аэродром полностью ведет космический корабль по коридору снижения. "Буран" меняет курс, заложив разворот против ветра, и теперь подходит с востока, а не с запада. У стекол диспетчерских залов и на балкончике здания люди теснятся, чтобы не пропустить момент посадки. Лишь дежурные операторы и диспетчеры не отрывают взглядов от своих экранов.
"Буран" внезапно вынырнул из облаков, прямо над поверхностью, уверенно и аккуратно выровнялся, выпустил шасси, очень мягко коснулся полосы и побежал по ней, остановившись прямо против ОКДП. Это было поразительно. После более чем трехчасового полета в космосе и атмосфере, двух витков вокруг Земли, без пилотов в момент остановки корабля отклонение от программы по времени составило одну секунду. Со времени старта прошло 205 минут.
В зале управления, у всех экранов телевизоров, в ОКДП раздалось громкое "Ура!". Взлетели вверх руки, люди обнимались, целовались, поздравляли друг друга. На стоянках автомашин около посадочной полосы десятки водителей приветствовали сигналами окончание полета. Без команд все устремились к кораблю. Он еще дышал жаром разогретых плиток.
Прибывают члены Госкомиссии. Беглый осмотр корабля. Существенных замечаний нет. Повреждены всего несколько плиток. Несмотря «а ураганный холодный ветер, фотографируются на память.
В работу вступает очередная группа специалистов. Идет подготовка средств охлаждения шасси, проводится токсикологический контроль, открываются люки носовой части фюзеляжа и кабины. Начались операции по обслуживанию корабля и подготовке его к транспортировке. Впереди обработка полученных данных испытаний.
Продолжает рассказ председатель Государственной комиссии В.Х. Догужиев: Государственная комиссия, рассмотрев все материалы подготовки и осуществления первого полета "Бурана", дала высокую оценку проведенным испытаниям. Закончившийся полет ракеты-носителя "Энергия" с многоразовым кораблем "Буран" по праву можно отнести к крупнейшему научно-инженерному и производственному достижению многочисленных коллективов конструкторских бюро, заводов, институтов, строительных организаций, испытателей космодрома, управленцев командно-измерительного комплекса и Центра управления полетом. Эта работа еще раз продемонстрировала всему миру уровень научно-технического потенциала нашей Родины и лидирующую роль в создании высокотехнологичной сложнейшей ракетно-космической техники прославленного коллектива, созданного Сергеем Павловичем Королевым - предприятия НПО "Энергия", который достойно продолжил традиции первопроходца и организатора работ по многосложным космическим проектам. Будущее "Энергии" и "Бурана" представлялось в свете еще трудоемких этапов отработки высокой надежности и эксплуатационной безопасности, отладки эффективной схемы использования их в перспективных программах развития космических средств. Уже на очереди стояли в цехах заводов следующие ракеты, на стапелях собирались новые орбитальные корабли.
Основные направления целевого использования системы и предложения о первоначальных работах по созданию полезных нагрузок для нее были одобрены еще 31 января 1984 г. совместным решением НТС Минобщема-ша, ВТС Минобороны и НТС Президиума АН СССР о комплексной программе работ по целевому использованию МКС "Энергия" - "Буран" до 1995 г. Однако в последующие годы эти предложения остались на бумаге из-за неопределенностей в общегосударственной концепции развития перспективных космических средств. Тогда не было еще и в мыслях, что очень скоро эта программа столкнется с жестокой реальностью торможения, нехваткой ассигнований, разрушением с таким трудом созданной уникальной кооперации предприятий всего Советского Союза».
Идейным вдохновителем, организатором и руководителем всей работы по созданию МКС "Энергия" - "Буран" был генеральный конструктор НПО "Энергия" Валентин Петрович Глушко.
В завершающем этапе подготовки и проведении запуска системы "Энергия" - "Буран" В.П. Глушко не суждено было принять участие. В апреле 1988 г. у него случился инсульт. После сложной операции, находясь в больнице и на реабилитации, он живо интересовался ходом подготовки запуска комплекса, которому он отдал столько сил, опыта, знаний. О запуске и успешном завершении полета он узнал из сообщения по телевидению, находясь в больнице. Скончался В.П. Глушко 10 января 1989г.

Для космических отраслей промышленности конверсия означала, в первую очередь, привлечение научно-технического потенциала космического комплекса для повышения технологического уровня мирных отраслей народного хозяйства. Реализация программы "Энергия" -"Буран", признанная всем миром как революционный прорыв советской науки и техники, реально подтвердила, что через фундаментальные исследования и их внедрение можно добиться значительных результатов в науке, технологии, производстве. В процессе работы над системой было создано более 100 новых видов материалов, 240 новых технологических процессов, 130 типов новейшего оборудования. Начался процесс передачи в гражданскую сферу экономики более 60 видов новейших материалов, в том числе композиционных, керамических, а также материалов и сплавов с особыми свойствами. Все это - огромный потенциал, его использование в народном хозяйстве могло возместить большую часть расходов на создание ракетно-космической техники.

Естественно, что осуществление сложных космических программ требует материальных затрат, определенных капиталовложений.
В 1989 г. США на космические программы выделяли 29,6 млрд долларов, это в четыре раза больше, чем в СССР (69 млрд руб.). Расходы на военную космонавтику при этом в США (22,8 млрд долларов) превышали наши почти в шесть раз. На народно-хозяйственные и научные космические исследования были предусмотрены расходы: в СССР - 1,7 млрд руб., в США - 3 млрд долларов.
Выступая на слушании в комитете по вопросам обороны и государственной безопасности Верховного Совета СССР начальник космических средств докладывал, что за 30 лет на научный космос в стране потрачено 5,9 млрд руб. Экономический эффект составил 12,6 млрд руб., т.е. более чем в два раза выше затрат.
В целом уровень наших расходов на космос составлял около 1,5% Государственного бюджета. Это позволяло успешно обеспечивать народно-хозяйственные и оборонные потребности страны. Как видно, расходы на космонавтику были не настолько велики, чтобы их сокращение стало заметным вкладом в Государственный бюджет, а использование высвободившихся средств дало бы в других отраслях народного хозяйства большой эффект.

Трагично не то, что человек умирает, а то, что в человеке умирает при жизни.

Альберт Швейцер


Ни мир, ни вы сами не знаете, что именно способны совершить, пока не попробуете.

Ралф Уолдо Эмерсон

Нередко в символиках какого-либо государства можно увидеть орла. Орел – это птица, к которой у людей сложилось особое отношение. Орла принято считать царем птиц, это одна из самых крупных и сильных птиц в мире. Орлы царят в воздухе благодаря своей скорости, силе, мощи, величию, преданности, свободолюбию и мужеству, что является общепринятыми признаками уважения и признания. А нам, людям, есть чему поучиться у этой птицы.

Каждое жизненное испытание приносит пользу в виде дополнительного мужества, силы, уверенности, однако, ты должен оставаться и смотреть страху в лицо. Ты обязан сделать то, что кажется самому не возможным.

Элеонора Рузвельт

В трехмесячном возрасте орлы начинают учиться летать. Если какой-нибудь упрямый птенец решит оставаться в гнезде, то родители перестают доставлять ему корм и лишают домашнего комфорта. В итоге голод принуждает совершить первый полет. Орлы затрачивают очень много времени, чтобы научить свое потомство летать. Они могут вытолкнуть птенца из гнезда и полететь за ним, подхватывая его в полете, и на собственных крыльях пронести дальше.

Человеку, глядя на этот пример, нужно решиться разбить скорлупу, покинуть «зону безопасности» и набираться собственного опыта, принимая во внимание чужие ошибки. А родителям нужно понимать, что главное в воспитании это собственный пример. Хотя бы потому, что родители для детей это эталон. Этой темы еще не раз постараюсь коснуться в дальнейшем.

Начинай блистательно! И пусть тебе хватит времени всего на одну строчку.
Будь величественным, ибо преступлением является не поражение, а низкие цели.

Джеймс Рассел Лоуэлл

Орел использует неблагоприятные ветра в своих целях. Крылья принимают удар ветра под таким углом, который необходим, чтобы взмывать все выше. Птица маневрирует телом и скользит в пространстве без малейших усилий, даже не взмахивая крыльями.

С препятствиями в жизни сталкиваются все, и далеко не всегда, все складывается так, как нужно. Вероятно, и вам окружающие будут твердить: «У тебя ничего не получится…». Вокруг найдется достаточно вредителей, которые будут препятствовать вам в достижении вашей цели.

Орлиное упорство, есть такое выражение. Хлещет проливной дождь или идет град, разбушевалась буря или вспыхнул пожар, – орел будет восстанавливать гнездо, пока не доведет свою работу до завершения.

Вспомните такого человека как Эдисон. Если бы он не стал продолжать испытания после тысячи провалов, возможно, мир увидел бы лампу на множество столетий позже.

Короче, у него все получилось) Всего 1093 патента, среди которых электрический стул.

Что бы вы сделали, обладая всем, чего только можно пожелать: неограниченным временем, неограниченной суммой денег, неограниченным доступом к информации, неограниченной мудростью, неограниченным количеством персонала и так далее? Ответ на этот вопрос образует вашу мечту.


Секрет счастья состоит не в том, чтобы делать те вещи, которые любишь, а в том, чтобы любить те вещи, которые ты делаешь.

Герцог V

Семейная жизнь орлов уникальна. Супружеская пара образуется на всю жизнь, что редко встречается в животном мире. Это говорит о высоком интеллекте и борьбе за выживание популяции за счет сохранения семьи, а не бездумного инстинкта размножения у самцов, призывающего оплодотворить как можно больше самок, что является примером для современного общества. Семейная жизнь продолжается, не взирая ни на какие обстоятельства. Мало того, птицы прилагают массу усилий, чтобы их брак оказался удачным. У орлов приняты процедуры ухаживания, которые не прекращаются даже после того, как пара уже сформировалась. Эти птицы продолжают ухаживать друг за другом на протяжении всей совместной жизни. Орел не только дарит любовь и внимание, но и помогает в «домашних делах». Орлы ухаживают друг за другом в воздухе, там, где они чувствуют себя свободнее всего. Орел делает разные воздушные трюки для демонстрации любви, блистая силой и ловкостью. Вообще орлу присуща немота, но в таких чувствах они издают любовные крики. Временами самка роняет из клюва ветку, на этот жест самец пикирует вниз, чтобы поймать падающую ветку. В кульминационный момент самка переворачивается в воздухе на спину, самец подлетает к ней, орлы сцепляются друг с другом когтями и начинают вращаться, падая к земле.

Людям в их семьях не хватает таких отношений. Большинство думает, что «проблема не во мне, а в нем/ней», но это не так. Проблема в каждом из нас. Многие не могут понять, что любовь требует постоянного огня, или просто забывают об этом. Костер потухает, если нечему гореть, так и с любовью. Прощайте, снисходите, смиряйтесь, не ждите, когда это сделает он/она, каждому нужно начать с самого себя. Без этого не может быть мира в семье, как и в любом обществе на земле, всегда кому-то нужно смириться и сберечь пару или пару миллионов судеб.

Пожалуй, самым интересным свойством орлов, является особое умение омолаживаться. В жизни каждого орла, есть времена, когда ему становится трудно летать. Перья в крыльях издают предательский свист, когда птица пикирует на добычу. У орла притупляются когти и на клюве появляются известняковые образования. Именно в такие времена орел улетает высоко в горы. Первым делом орлы выщипывают себя от ненужных перьев, некоторые виды орлов выщипывают себя полностью, и в течение 40 дней (запомните эту цифру, мы ее еще изучим) обрастают новыми перьями. Клювом орел скоблит о скалу, стачивая известняковые наросты. Омывшись в горной реке, орел снова силен и опасен в бою. Живут орлы до 100 лет.

В жизни бывают минуты, когда мы чувствуем себя истощенными, несвежими, угнетенными, побежденными и слабыми. Окружающие нас люди и обстоятельства нашей жизни растрепали наши перья, мы теряем веру, и наши мечты разваливаются на части.

Будьте, как орлы! Упорны в достижение цели.

Уже находясь в яйце, распознают голоса родителей. Других необходимых для жизни навыков - от простого умения есть к пению - они приобретают после появления на свет.
Как птенцы учатся петь
Молодые самцы птиц из ряда воробьиных начинают петь сразу после рождения. Но чтобы зазвучали настоящие голоса птиц, должно состояться полное развитие органов пения и мышц, которые управляют ими, а это требует некоторого времени. Молодые самцы обычно внимательно слушают упрощенную песню родителей и изучают сначала эту "версию ". Весной они сами начинают петь и постоянно усовершенствуют песню, слушая и повторяя голоса других самцов. Но " мастерами " в этом деле птицы становятся уже только в следующем году.
Самец зяблик, выращенный отдельно от других птиц своего вида, и который никогда не слышал их голосов, тоже пробует петь, но его пение не похоже на типичное пение зяблика. В общем, песни всех зябликов немного отличаются между собой в зависимости от того, где живут птицы. Эти различия сохраняются, поскольку молодые самцы принимают от родителей типичную песню с элементами местного "диалекта". Такого же пения учатся и другие виды птиц. Австралийский лирохвост, слушая пение других видов птиц, состоящий из фрагментов чужих мелодий собственную песню. Он живет в непроходимых зарослях и требует богатого репертуара, чтобы привлечь внимание самки. То же наблюдается и у других видов. Например, в песнях черных дроздов и больших синиц появляются мотивы птиц, которые гнездятся вблизи, и другие звуки, которые они слышат вокруг, например, даже свисток паровоза. Птенцы всех певчих птиц постоянно прислушиваются и пытаются подражать звукам, которые их окружают. Птенцы должны научиться тем самым важным вещам, как и все животные : отличать подходящую для них пищу от непригодной, друзей от врагов, родителей от других представителей вида, важную информацию от неважной. Постепенно они учатся также приспосабливаться к изменениям среды обитания.
ПЕРВЫЕ УРОКИ
Механизм раннего обучения, или импринтинга (отображение) открыл и описал австрийский врач, автор этологии Конрад Лоренц. Этология - это направление зоопсихологии, изучающая поведение животных в естественных условиях.
Утята учатся узнавать голос матери, еще находясь в яйце. Ее карканье для птенцов, которые только вылупились, - сигал, что выделяет родителей. Мать-первая, кого видит утенок, вылупившись из яйца. Этот образ отражается у него в памяти и остается в ней на всю жизнь, как символ самки. Гусята запоминают НЕ звуки, а движения. Поэтому символом матери для них могут быть другие виды животных, человек и даже предмет, если это будет первый большой движущийся объект, который они увидят после вылупления. Импринтинг помогает птенцам запомнить образ матери как защитницы и источники корма.Вот первые уроки вождения автомобиля это есть испытание страха и знаний ПДД.
НАВЫКИ
Если над гусятами пролетит хищная птица, они разбегаются и прячутся в траве. Вскоре дети понимают, что, например, гусь не представляет угрозы, и в этом случае перестают прятаться.

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ
Птенцы от природы очень любознательны. Они исследуют тому, что их окружает, и получают определенные навыки, которые потом помогут лучше запомнить и использовать все, что находится вокруг них. Это особенно важно для перелетных птиц, которые, возвращаясь из теплых краев, должны найти места гнездования. Почтовые голуби имеют хорошую память. Они с легкостью находят свою голубятню. Ориентация во время полета - это очень сложное явление. Если взрослую птицы перенести в отдаленное от пути его перелетов место, то он без особых проблем найдет дорогу домой.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА
Пробуя и ошибаясь, птенцы очень быстро учатся не попадать в неприятные или опасные для них ситуации. Например, желто-черные гусеницы очень неприятные на вкус. Птенцы которые несколько раз ее попробовали, вскоре перестанут клевать гусеницу (даже безобидную) такого же цвета. Очень маленькие утята инстинктивно склевывают из земли все мелкие предметы, даже песчинки. Вскоре утята учатся отличать съедобные предметы от несъедобных.
Птицы стремятся усвоить такие навыки поведения, которые помогут успешно добывать пищу и получать при этом положительный опыт, избегая неприятностей. Можно научить голубя клевать любой предмет, если за это потом его вознаграждать кормом.
В 1921 году в Англии люди впервые заметили, что лазоревка клювом пробивала на стеклянной бутылке крышку из фольги, чтобы добраться до вкусных сливок. Когда другие птицы связали такой тип поведения с пищей, они начали действовать так же. Этот трюк усвоили и другие птицы. Иногда они даже сопровождают работников, которые развозят молоко.
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЯ
Многому, например, строительству гнезда или брачному поведении, птицам не нужно учиться - эти действия являются инстинктивными. Другие действия они усваивают, следуя родителей или других взрослых птиц. Кулики - сороки раскрывают раковины моллюсков двумя различными способами. Они разбивают их в самом тонком месте или продвигают клюв в щель и открывают раковины. Птенцы пользуются тем же способом, что и их родители.
Птенцов майны, которых люди хотят научить говорить, забирают из гнезда, пока родители не научили их воспроизводить звуки, то есть свист или крик. В природе попугаи пробуют подражать голосу своего партнера и, таким образом, укрепляют между собой связь.

Она отламывает веточку с дерева, поднимается на большую высоту и с веточкой в клюве
начинает кружить. Когда появляются орлы - самцы, она бросает эту веточку и смотрит вниз..

Какой-то орёл подхватывает клювом эту ветку на лету и приносит ее самке, передавая из клюва в клюв.

Орлица эту ветку снова бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает…Это повторяется много раз. Если орёл каждый раз ветку подхватывает, самка делает свой выбор, и они спариваются.

Зачем она бросала ветку, станет ясно потом.

Высоко на скале они вместе вьют гнездо из жестких прутьев, после чего начинают выдирать у себя клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, делают его мягким и тёплым.

В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца. Затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (они рождаются голенькими и немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут, заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им

пищу. Птенцы растут, у них появляются перья, крепнут крылья и хвост. И вот они уже окончательно оперились,

хотя они попрежнему неопытные малыши.

Тогда отец садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями и трясти гнездо. Для чего?

Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале

они сплели. А птенцы сидят в этом жестком гнезде, им неудобно, они не понимают, что случилось.

В это же время мамаша куда-то улетает и возвращается с рыбой.

Она садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенцы ее видели, и начинает есть эту рыбу.

Птенцы орут, пищат, ведь раньше родители их кормили, заботились о них.

Теперь же и гнездо стало жёстким, и родители сами рыбу едят, а их не кормят.

И тогда птенцы начинают вываливаться из гнезда. Гнездо находится на отвесной скале, чтобы никакие

хищники туда не подобрались. Когда орлёнок вываливается, он еще совсем неуклюжий, летать не умеет.

Он срывается с отвесного склона и летит в пропасть.

И тут папаша (тот, который ловил когда-то веточки), стремглав бросается вниз

и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться, и на спине он поднимает его опять в гнездо,

Всё это повторяется многократно. Птенцы падают, а отец их ловит. У орлов ни один

Орлёнок не разбивается.

И вот в какой-то момент падения орлёнок начинает делать то, что никогда раньше не

Делал: он расправляет на ветру свои крылышки, и, попав в поток воздуха, начинает летать.

Так орлы учат своих птенцов. Как только птенец начинает летать самостоятельно, родители берут его с собой

и учат ловить рыбу. Они уже не носят её ему в клюве.

Для нас это очень хороший пример, как следует воспитывать детей, как важно не передержать

их в тёпленьком гнездышке! Как важно не кормить их рыбкой, когда они и сами уже способны её ловить!

Только прежде всего мы должны научить их летать, посвящая этому и силы, и время, и мудрость, и опыт.

Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она не хочет, чтобы её дети разбились.

Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься...

У орлов и так птенцов мало, один или два.

Недаром про некоторых девушек говорят: орлица…. Орел птица гордая, еще и умная. Вот яркое свидетельство, даже если оно результат эволюции, инстинкта и естественного отбора. Впрочем, никто не знает, что у птицы в голове, когда она…. отламывает веточку с дерева, поднимается на большую высоту и с веточкой в клюве начинает кружить. Наконец появляются орлы - самцы, она бросает эту веточку и смотрит вниз. Какой-то орёл подхватывает клювом эту ветку на лету и приносит ее самке, передавая из клюва в клюв.

Орлица эту ветку снова бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает… Это повторяется много раз. Если орёл каждый раз ветку подхватывает, самка делает свой выбор, и они спариваются. Зачем она бросала ветку, станет ясно потом.

Высоко на скале они вместе вьют гнездо из жестких прутьев, после чего начинают выдирать у себя клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, делают его мягким и тёплым. В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца. Затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (они рождаются голенькими и немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут, заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им пищу. Птенцы растут, у них появляются перья, крепнут крылья и хвост. И вот они уже окончательно оперились, хотя они по-прежнему неопытные малыши.

Тогда отец садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями и трясти гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале они сплели. А птенцы сидят в этом жестком гнезде, им неудобно, они не понимают, что случилось. В это же время мамаша куда-то улетает и возвращается с рыбой. Она садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенцы ее видели, и начинает есть эту рыбу. Птенцы орут, пищат, ведь раньше родители их кормили, заботились о них.

Теперь же и гнездо стало жёстким, и родители сами рыбу едят, а их не кормят. И тогда птенцы начинают вываливаться из гнезда. Гнездо находится на отвесной скале, чтобы никакие хищники туда не подобрались. Когда орлёнок вываливается, он еще совсем неуклюжий, летать не умеет. Он срывается с отвесного склона и летит в пропасть.

И тут папаша (тот, который ловил когда-то веточки), стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться, и на спине он поднимает его опять в гнездо,

Всё это повторяется многократно. Птенцы падают, а отец их ловит. У орлов ни один орлёнок не разбивается.

И вот в какой-то момент падения орлёнок начинает делать то, что никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои крылышки, и, попав в поток воздуха, начинает летать.

Так орлы учат своих птенцов. Как только птенец начинает летать самостоятельно, родители берут его с собой и учат ловить рыбу. Они уже не носят её ему в клюве.

Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она не хочет, чтобы её дети разбились. Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься...

У орлов и так птенцов мало, один или два.

И еще орлы очень верные птицы, пару они создают на всю жизнь. Одни орнитологи обнаружили пару орлов, проживших вместе более тридцати пяти лет.