Хозяйственное общество пао. Отличительные особенности публичных и непубличных акционерных обществ. Отличия публичного ао от непубличного ао

Десять ключевых отличий публичного АО от непубличного

Понятия публичных и непубличных обществ

Понятия публичных и непубличных обществ закреплены в статье 66.3 Гражданского кодекса.

Публичные акционерные общества - это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.

Непубличные акционерные общества - это хозяйственные общества, основанные на акциях, которые не выходят на организованный рынок обращения.

Мы представили основные отличия публичных АО от непубличных в удобной таблице

Отличие

Публичное АО

Непубличное АО

Норма законодательства

1 Размещение и обращение акций - главное отличие Акции и ценные бумаги, которые конвертируются в акции, размещаются путем открытой подписки и публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах Акции и ценные бумаги нельзя размещать по открытой подписке, они публично не обращаются

Публичное акционерное общество – одно из ключевых понятий новой классификации хозяйственных обществ. Его отличают открытость и прозрачность процессов инвестирования, неограниченное число акционеров, более жесткие регламенты корпоративных процедур. Именно эту форму собственности выбирают большинство крупнейших организаций РФ.

Понятие «публичное акционерное общество (ПАО)» - относительно новое в гражданском законодательстве России (введено с 1.09.2014 г.). Оно обозначает форму организации публичной компании, акционеры которой имеют право отчуждать свои акции. Его основными отличиями являются

  • наличие неограниченного числа акционеров
  • свободное размещение и обращение акций на рынке ценных бумаг
  • разрешение не вносить средства в уставной капитал компании до ее регистрации и открытия счета.

Определение «публичное» говорит о том, что данный вид АО должен придерживаться политики более полного раскрытия информации, по сравнению с непубличным. Это способствует повышению прозрачности и привлекательности процессов инвестирования (акции размещаются и обращаются среди широкого круга лиц).

Структуру ПАО можно представить следующим образом (см. Рис.1)

Чтобы понять особенности создания и деятельности ПАО, сравним его с другими видами акционерных обществ и рассмотрим примеры действующих организаций с данной формой собственности.

Публичное или открытое?

Поскольку в нормативных актах присутствует несколько понятий, близких друг другу по смыслу, даже в среде специалистов по корпоративному праву не утихают споры об их юридическом толковании. Множество вопросов касается отличий «новых» ПАО и «старых» ОАО. На первый взгляд, «изменилось лишь название», но это не так (см. Таблицу 1)

Таблица 1. Отличия публичного акционерного общества от ОАО

Параметры сравнения

Раскрытие сведений

  • Раскрытие информации о деятельности было обязательным
  • Необходимо было включать в устав информацию о единственном акционере и опубликовывать их
  • Могут обращаться в Центробанк с заявлением об освобождении от раскрытия
  • Достаточно внесения сведений в ЕГРЮЛ

Преимущество на приобретение акций и ценных бумаг

Можно было отражать в уставе преимущество покупки свободных акций действующими акционерами и держателями ценных бумаг

Ведение реестра, наличие счетной комиссии

Допускалось ведение реестра акционеров своими силами

Реестр ведут сторонние организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности, реестродержатель независимый

Управление

Совет директоров был необходим, если число акционеров превышало 50 человек

Обязательным является формирование коллегиального органа не менее чем из 5 членов

Таким образом, хотя изменения, относящиеся к публичным акционерным обществам кажутся не принципиальными, незнание их может значительно осложнить жизнь предпринимателям, выбравшим эту форму акционирования.

Публичное или непубличное?

С точки зрения неспециалиста, публичное акционерное общество своими словами, это бывшее ОАО, а непубличное - бывшее ЗАО, но это чересчур упрощенное видение. Рассмотрим, какие правила применяются в новой классификации хозяйственных обществ к организациям разного правового статуса:

  1. Характерным свойством ПАО является открытый список предполагаемых покупателей акций, в то время как непубличное акционерное общество (НАО) не обладает правом продавать свои акции посредством публичных торгов
  2. Закон предписывает ПАО иметь четкую градацию вопросов, относящихся к компетенциям членов совета директоров и предназначенных к обсуждению на общем собрании. НАО более свободны: могут изменять коллегиальный управляющий орган на единоличный и производить прочие реформы в деятельности органов управления
  3. Решения, принятые общим собранием и статус участников в ПАО нуждаются в подтверждении представителем фирмы-реестродержателя. НАО может по этому вопросу обращаться к нотариусу
  4. Непубличное акционерное общество обладает правом включать в устав или корпоративный договор пункт о том, что по отношению к прочим желающим преимущество при покупке акций остается за имеющимися акционерами. В то время как для ПАО это недопустимо
  5. Все корпоративные договоры, которые заключаются в ПАО, должны проходить процедуру раскрытия. Для НАО достаточно уведомления о том, что договор заключен, а его содержание может быть объявлено конфиденциальным
  6. Все процедуры по выкупу и обращению ценных бумаг, которые предусмотрены главой 9 Закона № 208- ФЗ, не применяются к организациям, которые официально зафиксировали в уставах статус непубличных.

Как переоформить ОАО в ПАО?

Процедура переименования производится путем замены слов в названии организации. Далее следует пересмотреть устав, особенно в части, касающейся совета директоров и прав на преимущества при покупке акций, и привести их в соответствие с пунктами законодательства о публичных акционерных обществах.

Гражданский кодекс гласит, что правила о публичных обществах применимы лишь к АО, в уставе и фирменном названии которых есть прямое указание, что они являются публичными. На остальные юридические лица эти правила не распространяются.

Самые известные ПАО России

Крупнейшие представители этой формы собственности регулярно возглавляют рейтинги богатейших организаций страны и мира. Вот несколько юридических лиц, входящих в ТОП -10 рейтинга РБК за 2015 год:


Привычная аббревиатура ОАО начала уходить в небытие - согласно федеральному закону № 99 от 05.05.14 на смену этой организации приходят публичные акционерные общества. Стоит разобраться, а есть ли отличия в ОАО и ПАО, какие характерные признаки у такой формы организации деятельности и кто теперь может стать держателем акций. И сегодня мы поговорим про число участников публичного акционерного общества, органы управления, а также о том, как открыть публичное акционерное общество (его ).

Публичное акционерное общество как вид ЮЛ

Понятие и суть

По сути ПАО является полным аналогом открытого акционерного общества - теперь это более уточняющая форма организации деятельности, указывающая степень публичности.

ПАО (Публичное акционерное общество) могут отличаться:

  1. Выбором деятельности.
  2. Количеством акционеров.
  3. Организацией управления.

Во всех остальных случаях у всех ПАО есть сходные черты. Признаки, характеризующие публичное акционерное общество, довольно специфичны, их невозможно спутать с другими формами организации деятельности.

Про акционерного общества читайте ниже.

Видео ниже рассказывает о том, как акционерные общества заменяются на ПАО и подобные организации:

Характерные особенности

Первое, чем отличается ПАО от , и нескольких других форм организации деятельности - это наличие акций. В то же время, их тоже имеет, но и здесь ПАО имеет свои особенности.

Два характерных признака ПАО:

  1. Свободная продажа акций.
  2. Неограниченное количество акционеров.

Имеет публичное акционерное общество (ПАО) также свои плюсы и минусы:

Недостатками такой формы является ответственность по обязательствам личным имуществом по долгам акционерного общества и необходимость ежег одного внешнего аудита деятельности. Важно знать, что личная ответственность напрямую зависит от объема пакета акций.

Плюсов у такой формы организации значительно больше - по факту любой акционер является совладельцем бизнеса. Любой человек может стать членом ПАО с малыми вложениями, не имея при этом никаких предпринимательских навыков.

Для главных инициаторов создания публичного акционерного общества такой подход в организации деятельности дает возможность привлечь в бизнес дополнительные материальные средства, максимально увеличивая шансы на успешное развитие предприятия.

Публичное акционерное общество несколько отличается от других форм предпринимательства своими управленческими органами. У таких компаний появились дополнительные возможности.

Органы управления

Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В ПАО их собрания теперь вынуждены посещать регистраторы или нотариусы. В зависимости от вида деятельности, величины компании и наличия дочерних предприятий возможна различная структура органов управления.

Основа управленческой структуры выглядит так:

  • Общее собрание акционеров
  • Наблюдательный совет (директора)
  • Генеральный директор
  • Исполнительная дирекция
  • Ревизионная комиссия.

Структура может быть более разветвленной - законодательно допускается несколько директоров. Также в составе органов управление возможно участие юридических лиц.

Сейчас количество членов коллегиального органа управления не может быть менее пяти участников. Все члены правления не могут участвовать своими акциями во время принятия решений на общем собрании участников ПАО. Эти аспекты обычно отражены в учредительных документах.

Про учредительные документы на публичное акционерное общество, количество, состав и ответственность участников читайте ниже.

О регистрации ПАО расскажет специалист в видео ниже:

Учредительные документы и участники

В документах ПАО и его фирменном названии законодательно закреплена необходимость указания публичности организации. Главным учредительным документом ПАО является устав организации, определяющий полное и сокращенное названия компании, права акционеров, размеры уставного капитала, структуру управления и многое другое.

Раньше для участников ОАО была доступна возможность преимущественного приобретения акций, лицами уже являющимися их держателями. Публичные акционерные общества теперь руководствуются только федеральными законами, сейчас они не могут предусматривать такие особенности покупки в своих уставах. Это дает возможность любому желающему приобрести акции без оглядки на действующих акционеров.

Акционеры ПАО имеют те же права, что и участники открытых акционерных обществ. Это не зависит от размера пакета акций. Они могут:

  • Получать дивиденды
  • Изучать ряд документов
  • Входить в число органов управления
  • Распоряжаться собственными акциями
  • Участвовать в общем собрании акционеров
  • В случае ликвидации ПАО претендовать на часть имущества.

Вместе с этим, участники имеют и ответственность - долги ПАО распространяются на его участников согласно объему их пакета акций. Члены организации отвечают своим личными средствами, если имущества ПАО не хватает для погашения долговых обязательств. В то же время персональные обязательства акционеров не играют роли для акционерного общества, ПАО не отвечает за долги своих участников.

Про минимальный размер уставного капитала публичного акционерного общества читайте ниже.

Формирование капитала

Капитал ПАО обеспечивают его акционеры в разных пропорциональных долях. Для публичного акционерного общества установлены минимальные значения уставного капитала в размере 100 000 рублей. Также допустимы имущественные взносы - их стоимость назначает независимый оценщик.

Согласно изменениям от 2014 года теперь 3/4 уставного капитала необходимо внести до регистрации ПАО. Остальная часть вноситься в течении года.

Публичное акционерное общество заменило ОАО. В этой организационной форме деятельности появились новые нюансы, но принцип остался прежним - акционеры формируют капитал, имеют право голоса и возможность получать дивиденды. Также за ними осталась ответственность по погашению долговых обязательств акционерного общества. Структура управления получила возможность разветвления, а открытость данных стала еще более публичной.

До оплаты полного размера уставного капитала для ПАО невозможно организация открытой продажи своих акций.

О том, что могут скрывать акционерные общества, расскажет это видео:

Процесс государственного реформирования затронул и сферу акционерных организаций. Еще в 2014 году были ликвидированы акционерные компании закрытого и открытого типа. Теперь на законодательном уровне выделяют публичные компании, и непубличные. Различие между этими формами коренится в способе распространения акций общества. Если акции размещаются на бирже и доступ к ним открыт для широкого круга лиц – тогда это общество публичной формы. Если нет – тогда общество является непубличным.

Законодательные изменения действительно были необходимыми в первую очередь для нормального правового регулирования работы обществ. Но, как это часто бывает, возникает вопрос: «ПАО – что это за форма организации?»

Как уже было сказано ранее, с сентября 2014 года поправки начали действовать. С этого момента прежде действующие аббревиатуры, как ООО, являются более не действительными. Вместо них теперь на рынке могут действовать организации ПАО (расшифровка – публичное акционерное общество), АО и ООО.

Ранее, до внесения правок, деятельность как крупных, так и маленьких компаний регламентировалась по единой схеме. До того как правки начали действовать, руководство каждой организации, вне зависимости от количества ее акционеров, должно было создавать советы, брать на работу людей, выполняющих функцию ревизоров, которые контролировали бы действия этого руководства и защищали владельцев акций. Причем подобная схема была обязательной, даже если акциями компании владели всего два человека. Очевидно, что подобная схема являлась недоскональной. Изменения в законодательстве исправили эту проблему.

Отличия между ПАО и ОАО

Самое весомое отличие между этими двумя формами заключается в более жестких требованиях, которым должно соответствовать публичное общество. Это вызвано тем, что публичные акционерные общества обладают большим числом инвесторов, интересы которых необходимо защищать на правовом уровне. Конкретнее узнать, чем отличается ПАО от ОАО можно из следующей таблицы:

Алгоритм действий для создания ПАО

Для того чтобы создать публичное акционерное общество необходимо:

  1. Создать экономически обоснованный бизнес-план;
  2. Организовать ПАО. Подобное решение должно быть принято единолично, либо через учредительное собрание. После принятия решения заключается договор в письменном виде;
  3. Заключить учредительский договор. С его помощью будет регулироваться деятельность компании;
  4. Пройти регистрацию перед государством. При этом придется уплатить госпошлину. Регистрация позволяет вести компании действовать на законных основаниях.

Для регистрации требуется предоставить пакет документов. Выглядит он следующим образом:

  • Заявление;
  • Устав общества в двух экземплярах;
  • Договор об учреждении;
  • Документы юридического лица;
  • Квитанция, которая подтвердит уплату госпошлины.

Организация публичного акционерного общества невозможна без предоставления всех этих документов.

Регистрация акций и открытие филиала ПАО

Процедура регистрации акций – это отдельный нюанс. Для того чтобы сделать это, учредитель должен подготовить пакет дополнительных документов, с помощью которого можно будет узаконить выпускаемые акции. Эти документы должны быть поданы не позже, чем через месяц с момента регистрации общества. Стоит отметить, что если учредитель не успеет сделать это за данный срок, тогда ему грозит штраф в размере до семисот тысяч рублей. Увеличение уставного капитала, дополнительный выпуск акций, реорганизация – это также те случаи, при которых тоже придется проходить данную процедуру.

Кроме того, важно учесть, что в соответствии с законодательством РФ, акционерное общество имеет право создать как представительство, так и филиал. И то и другое может действовать самостоятельно.

Отличительные черты публичных акционерных обществ

  • Нет ограничений на количество лиц, которые могут владеть акциями;
  • Продажа акций не ограничивается и происходит на открытом рынке;
  • Формирование уставного капитала происходит за счет выпуска акций. Минимальный его размер – сто тысяч рублей;
  • До того момента, пока компания не будет зарегистрирована, средства в уставной капитал можно не вносить;
  • Важную информацию, касающуюся работы общества, можно найти в открытом доступе;
  • Отвечает по взятым обязательствам своим имуществом.

Управлением компанией занимаются акционеры посредством использования такого инструмента, как общие сборы. Текущая работа компании контролируется исполнительным органом – гендиректора, правления, дирекции. Исполнительный орган обязан отчитываться о деятельности компании перед ее директорами. Совет директоров избирает ревизора, который будет контролировать финансово-хозяйственную жизнь предприятия. Один раз в течение года сзывается собрание всех людей, обладающих акциями компании.

Внесенные в сентябре 2014 года правки, дали возможность создать такую модель, которая будет отвечать нуждам предпринимательского сектора. На сегодняшний день едва ли не самой удобной и эффективной формой организации работы предприятия, считается ПАО. То, как расшифровывается ПАО, в полной мере отображает суть деятельности подобных компаний.

Которым внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса РФ, юридические лица должны вносить изменения в свое наименование и из открытых акционерных обществ (ОАО) стать акционерными обществами (АО) либо публичными акционерными обществами (ПАО). В этой ситуации возникает ряд принципиальных вопросов. Считается ли данное изменение реорганизацией? Необходимо ли уведомлять налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, ФСС России и ПФР? Обязаны ли данные учреждения выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием? Как это изменение повлияет на представление отчетности в ПФР, ФСС России, налоговые органы? Как необходимо отчитываться по справкам 2-НДФЛ? Как в такой ситуации предоставляются работникам стандартные и имущественные вычеты по НДФЛ? Как рассчитывать базу для начисления взносов во внебюджетные фонды? Необходимо ли с каждым сотрудником заключить дополнительное соглашение к действующему договору и делать запись в трудовой книжке? Имеет ли право общество принимать от контрагентов первичные документы на товары (услуги), в которых указано прошлое наименование (ОАО)? С какой даты обществу необходимо использовать первичную документацию с новым наименованием: с даты внесения изменений в учредительные документы или с даты выдачи налоговым органом листа записи таких изменений? Существуют ли риски отказа в вычете по НДС по счету-фактуре, выставленному контрагентом на старое наименование (ОАО) после его изменения (на АО или ПАО)? Проанализируем ситуацию.

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, внесенные Законом № 99-ФЗ. Закон исключил разделение акционерных обществ на закрытые и открытые. Начиная с указанной даты акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные (ст. 663 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции данного Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Рассмотрим, является ли внесение изменений в учредительные документы в части смены наименования с ОАО в АО или ПАО реорганизацией.

О наличии признаков реорганизации при изменении наименования общества и его учредительных документов

Статья 57 ГК РФ раскрывает понятие реорганизации через перечисление ее форм: слияние, выделение, разделение, присоединение, преобразование . При этом в результате реорганизации образуется новое юридическое лицо и она производится по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По смыслу данной нормы преобразование подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 99-ФЗ) хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

В силу ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (ООО) или в производственный кооператив (ПК).

Следовательно, ГК РФ прямо устанавливает, что акционерное общество является организационно-правовой формой юридического лица. При этом реорганизацией акционерного общества признается его преобразование только в ООО или ПК.

При замене в фирменном наименовании общества аббревиатуры «ОАО» на «АО» или «ПАО» общество остается акционерным обществом, его организационно-правовая форма остается неизменной. Значит, в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит.

В соответствии с п. 5 ст. 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Как указала ФНС России в письме от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@, фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО».

Таким образом, с правовой точки зрения изменение указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму общества представляет собой изменение фирменного наименования в связи с приведением его в соответствие с новыми требованиями законодательства. Это измененное фирменное наименование фиксируется в новой редакции учредительных документов.

Данный вывод подтверждается буквальным толкованием формулировки п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, в котором указано, что приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ подлежат учредительные документы, а также наименования юридических лиц. При этом в данной норме не указано, что юридические лица обязаны осуществить реорганизацию в форме преобразования.

Аналогичное мнение излагается и отдельными государственными структурами. Например, Росавиация в письме «Разъяснения Росавиации в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных в главу четвертую части первой ГК РФ Законом № 99-ФЗ» указала: в новой редакции главы 4 ГК РФ устанавливается разделение акционерных обществ на публичные и непубличные (взамен деления на открытые и закрытые), т.е. организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, изменяется наименование типов акционерного общества. Следовательно, указание в фирменном наименовании акционерного общества на его тип в силу п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 663 и ст. 97 ГК РФ по своей правовой природе не является его реорганизацией (изменением организационно-правовой формы).

Таким образом, внесение изменений в наименование и учредительные документы общества в целях их приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ реорганизацией не является.

О необходимости уведомления налоговых органов, ФСС России и ПФР и об обязанности данных учреждений выдать новые уведомления о постановке на учет, с измененным наименованием

Уведомление налоговых органов.

По общему правилу согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с действующим законодательством не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Вместе с тем для целей налогового контроля применяются нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о российских организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению российской организации на территории Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Как указано в п. 3.6 Порядка, изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по местонахождению организации на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей соответствующие сведения. Налоговый орган по местонахождению организации, осуществивший внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРН, обязан направить выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ. Согласно полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации.

Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» специальных положений об обязанности налогоплательщика уведомить об изменении своего наименования межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам не установлено.

Следовательно, налогоплательщик не обязан сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении фирменного наименования. Указанная информация поступает в соответствующие налоговые органы по внутренним каналам связи от налогового органа, осуществившего внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, общество не обязано сообщать в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений, месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика об изменении своего наименования. Соответствующая информация должна быть получена налоговыми органами самостоятельно.

Выдача нового уведомления о постановке на учете и смене наименования.

Налоговое законодательство не предусматривает процедуру внесения сведений в выданные уведомления о постановке на учет налогоплательщика либо выдачу новых уведомлений в случае внесения изменений в фирменное наименование налогоплательщика.

Как указала ФНС России в письме от 16 сентября 2014 г. № СА-4-14/18715, порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах не предусмотрен законодательством о налогах и сборах. Учитывая изложенное, при приведении наименования в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ замена уведомлений о постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ, не требуется.

Таким образом, налоговые органы не обязаны выдавать обществу новые уведомления о постановке на учет в связи с изменением фирменного наименования.

Обратите внимание: вопрос о документах, подлежащих выдаче в случае государственной регистрации изменения наименования юридического лица, рассмотрен в письме ФНС России от 7 мая 2015 г. № СА-4-14/7844@.

Согласно данным разъяснениям при приведении наименования юридического лица и его учредительных документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции следует руководствоваться п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании данной нормы в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  2. решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
  3. изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах.

В силу норм Закона № 99-ФЗ при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ в новой редакции государственная пошлина не взимается.

ФНС России отмечает, что при изменении наименования юридического лица выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица при создании, содержащего его новое наименование, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи выдается Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 , содержащий сведения о новом наименовании юридического лица.

Одновременно с Листом записи ЕГРЮЛ выдается содержащее сведения о новом наименовании юридического лица Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@ .

Таким образом, при государственной регистрации изменений налоговые органы обязаны выдать Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 и новое Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения по форме № 1-1-Учет.

Уведомление ФСС России и ПФР об изменении наименования.

Данная форма содержит строку о наименовании организации. Соответственно, не исключена ситуация, когда при наличии у налогоплательщика заявления и уведомления о подтверждении права с первоначальным наименованием общества в дальнейшем при проверке у налоговых органов возникнут вопросы о правомерности имущественного вычета, если на момент проверки у общества будет другое наименование.

В Налоговом кодексе РФ вопрос о замене уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты при приведении наименования акционерного общества в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ прямо не урегулирован. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

Вместе с тем есть разъяснения, касающиеся реорганизации. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 19 июля 2007 г. № 28-11/069132 отметило, что организация, прекратившая деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, - это два различных налогоплательщика. Таким образом, реорганизованная компания не вправе предоставлять своим работникам по уведомлениям, в которых работодателем указана реорганизуемая организация.

Поскольку реорганизации не происходит, у общества с новым наименованием нет оснований для отказа в предоставлении вычета при получении уведомления о подтверждении права на имущественный вычет с прежним наименованием. При этом право налогоплательщика на получение имущественного вычета не может быть поставлено в зависимость от изменения фирменного наименования налогового агента. Риски предъявления претензий оцениваются авторами как низкие.

Стандартные налоговые вычеты.

Поэтому во избежание отказа в вычете НДС, а также необходимости представления дополнительных документов обществу рекомендуется провести разъяснительную работу с контрагентами об указании в счетах-фактурах измененного наименования.

Иные моменты

Переоформление лицензий.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица иной организационно-правовой формы означает изменение его наименования.

Однако, как следует из ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

В данной норме не уточняется, что относится к «иным документам, содержащим его прежнее наименование».

С одной стороны, Закон призван облегчить положение субъектов предпринимательской деятельности, вынужденных вносить изменения в свое наименование не по собственной инициативе, а в связи с изменением законодательства.

На основании такого подхода при исключении из наименования указания на тип общества «открытое» в целях приведения его в соответствие с новыми требованиями ГК РФ переоформлять лицензию не требуется.

Данный подход поддерживают некоторые государственные органы. Так, Минприроды России в письме от 20 апреля 2015 г. № 02-11-44/9212 отметило, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует обязательного переоформления лицензий на пользование недрами, содержащих его прежнее наименование.

ФСТЭК России в информационном сообщении от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 указала, что все выданные организациям до 1 сентября 2014 г. лицензии ФСТЭК России сохраняют свою юридическую силу и их переоформление не требуется. Вместе с тем указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявлений организаций-лицензиатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С другой стороны, поскольку лицензии прямо не указаны в п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, нельзя исключить риск претензий со стороны соответствующих государственных органов.

Например, Банк России в письме от 23 апреля 2015 г. № 012-33-6/3588 указал, что по общему правилу кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Внесение в устав кредитной организации изменений, связанных с приведением ее наименования в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ, влечет за собой замену лицензий на осуществление банковских операций.

Если у общества имеются лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, рекомендуется обратиться за разъяснениями в орган, выдавший лицензию, о необходимости ее переоформления в рассматриваемой ситуации.

Оформление листков нетрудоспособности.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.

Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в главе 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.

Согласно п. 57 Порядка в строке «Место работы - наименование организации» указывается полное или сокращенное наименование организации. Эти данные должны соответствовать учредительным документам организации.

Как неоднократно указывалось, изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование.

С одной стороны, листок нетрудоспособности можно отнести к иным документам, содержащим прежнее наименование организации. Учитывая п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, общество может принимать от работников листки нетрудоспособности с прежним наименованием.

Однако во избежание рисков отказа ФСС России в возмещении средств, перечисленных работодателем на оплату больничных, после внесения изменений в учредительные документы рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, с тем чтобы в листки нетрудоспособности вносилось правильное наименование общества.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утверждены приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

Утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».

«Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Информационное сообщение ФСТЭК России от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 «О вопросах переоформления лицензий ФСТЭК России в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части изменения наименований организационно-правовых форм организаций».