Деревянное зодчество руси-презентация по мхк. Презентация "русское деревянное зодчество" презентация к уроку по истории на тему Ильиных Александр Сергеевич

Слайд 2

В качестве строительного материала дерево использовалось с давних времен. Деревянная архитектура на Руси воплотила в себе удачное сочетание пользы и красоты. Многие строительные и художественные приемы, которые полностью отвечали условиям быта и культуры народа, вырабатывались русскими зодчими в течение тысячелетий.

Слайд 3

Деревянное зодчество Древней Руси зародилось в северных районах страны. Именно там находились богатейшие хвойные и лиственные леса. На берегах Печоры, Онеги, Северной Двины до сих пор сохранились уникальные памятники Древней Руси. Династии русских зодчих тысячелетиями оттачивали свое мастерство, бережно хранили профессиональные хитрости и передавали их своим сыновьям.

Слайд 4

Северный край, издавна славившийся своими лесами, вырастил на своей земле талантливейших зодчих, произведениями которых мы имеем возможность любоваться до сих пор. Дерево для постройки рубили не всякое. Заранее выбирали сосну, которая отвечала всем требованиям мастеров, и делали на стволе затесы – узкими полосами снимали кору, оставляя полосы для сохранения сокодвижения. После этого дерево оставляли в покое лет на пять. За это время она активно выделяла смолу, которая обильно пропитывала ствол. Лишь после этого, холодной осенью, ее рубили. Позже рубить старые мастера не советовали – гнить начнет. Осину и другие лиственные деревья заготавливали весной, во время сокодвижения. В это время со ствола легко снималась кора, а бревно, высушенное на солнце, становилось крепким, как кость.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Деревянное зодчество Древней Руси уникально еще и тем, что, как правило, единственным орудием мастера был топор. Несмотря на то что пилы уже были известны с десятого века, их применяли только в столярном деле. Считалось, что пила рвет древесные волокна и оставляет их открытыми для воды. Более того, старались не использовать гвозди – вокруг них дерево начинает быстрее портиться. В случае необходимости применяли деревянные костыли.

Слайд 9

Слайд 10

Основой деревянной постройки на Руси являлся сруб – скрепленные в четырехугольник выдержанные бревна. Ряд бревен уважительно называли «венцом». Самый нижний венец часто устанавливали на каменное основание – ряж, изготовленный из мощных валунов. Таким образом, дом становился теплее и меньше гнил. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. Самой древней и простой формой была «клетская». Таким образом, строились храмы и часовни. Это три сруба, которые соединены между собой и расположены с запада на восток. Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни. Самые древние звонницы были построены на Новгородских и Псковских землях.

Слайд 11

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Зодчество Зодчество - это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.

Cлайд 2

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ЛАДОГЕ. Георгиевская церковь – один из самых известных храмов до монгольского периода. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид.

Cлайд 3

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ ПОД НОВГОРОДОМ. История Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю). В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941-1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Церковь восстановлена в 1956-1958 годах. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года.

Cлайд 4

Cлайд 5

УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем.

Cлайд 6

Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в это месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь. Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

ДМИТРОВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. Дми триевский собор города Владимира (Дмитровский) - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Построен в 1194-1197 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревянное зодчество Старшая группа Составила воспитатель Чирухина Галина Владимировна 2015 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района города Санкт – Петербурга

Русское деревянное зодчество. На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси. Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.

Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но основа ее была деревня. Именно в ней сформировались строительно-архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов - модулей при сооружении разных видов построек.

Что такое изба? Слово «изба» произошло от древнего « ызба », « истьба », « изъба », « истобка », « истопка » (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью. В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней. В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени». Жилище крестьянина Древней Руси отличалось разумным устройством, а утварь была простой и скромной. Ничего лишнего, ненужного. Всё было приспособлено для труда и отдыха. Места добрые и недобрые. Выбор деревьев для строительства. «Без Троицы дом не строится». С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

Зачем людям дом? Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом

Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву. Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов. На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.

Вспомните, что символизировал образ коня? Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее. В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.

Какой смысл они несут? Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные». Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром. Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблённой, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон. Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были "оберегами". Одним из важных элементов украшения избы были наличники.

Вслушайтесь в это слово: " наличник" – "находящийся на лице ". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок. Орнамент - язык тысячелетий, поэтому выбор узоров избы не случаен. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.

Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранились народные традиции. Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли сферу, землю и водную стихию. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.



Содержание Вступление. 1.Свято-Преображенская церковь (Кижи).1.Свято-Преображенская церковь (Кижи) 2.Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (Кижи). 3.Часовня Богоматери всех Скорбящих… 4.Дом Ошевнева.4.Дом Ошевнева 5.Церковь Спаса. 6.Церковь Собора Богоматери.6.Церковь Собора Богоматери 7.Никольская церковь.7.Никольская церковь 8.Успенская церковь.8.Успенская церковь 9.Вознесенская церковь.9.Вознесенская церковь Заключение.


Вступление На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа.




Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в деревне Подъельники 19 век (Кижи) Деревня Подъельники – часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (19 в.) – очень живописная, производящая неизгладимое впечатление. Эта часовня стоит на горке, окруженная могучими елями. Диаметр самой большой более 1 метра, другие деревья меньшего диаметра.


Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости. 18 век. Деревня Еглово. Традиционное заонежское строение. История его создания во многом не ясна. До 1882 года в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 века её перевезли сюда из другого места, дополнив тесом и кровельным железом


Дом Ошевнева.1876 год.Деревня Ошевнево. (Фрагмент веранды) Один из наиболее распространенных в заонежье домов- комплексов получивших название «кошель». Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевами и сеновалы. Нарядная часть дома выходившая на озеро отводилась под жилье.




Церковь Собора Богоматери из села Холм. 16 век. Кострома. Согласно некоторым древним письменным источникам была построена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней венчающей части здания и частично его основания


Никольская церковь из Тухоли. В окружении столетних сосен, молодого ельника и "полуразвалившейся" каменной ограды на небольшом холмике стоит Никольская церковь из Тухоли Документальные сведения о церкви крайне скудны. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался "у Николы в Тухоли"


Успенская церковь из деревни Никулино. Церковь, какой она сохранилась до нашего времени, состояла из четырех основных объемов: собственно церкви под двухскатной крышей, увенчанной маленькой главкой с крестом, меньшего объема алтаря с востока под такою же двухскатною крышею с буквально миниатюрной главкой,


Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. Село Кушерека Онежского района На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.


Заключение Единственный инструмент, которым пользовались, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить. Я надеюсь, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.